Оздоровительный  Бег
     Информация для начинающих занятия бегом

 

Исправление технических ошибок при обучении горнолыжников

Л. П. Ремизов, Москва

Первейшая задача лыжного учителя — своевременно обнаружить техническую погрешность, устранить ее, не дав перейти в устойчивый вредный навык, искоренить который порой очень и очень трудно.

Наряду со стандартными ситуациями, типовыми ошибками во время занятий тренер нередко сталкивается с необычными случаями формирования технических навыков, что требует оригинальных, творческих решений. Именно поэтому тренер в первую очередь должен сам безупречно владеть техникой, знать весь набор подготовительных и корректирующих упражнений.

В основе работы над ошибками должно лежать точное знание истинных причин, породивших их. Схематично причины ошибок можно объединить в следующие шесть групп: технические, психологические, физиологические, зависящие от инвентаря, снежных и рельефных условий.

Технические причины приводят к нарушениям правильного выполнения движений в тех случаях, когда у лыжника отсутствуют необходимые двигательные навыки либо они сформированы неверно. В таких случаях работе по исправлению ошибок должен предшествовать строгий анализ техники.

Психологические причины чаще всего связаны с преодолением страха. Тренер-инструктор должен как бы исподволь помогать спортсмену избавиться от этого чувства: выбирать для тренировок склоны с выкатом, скорость увеличивать постепенно, использовать групповые спуски и т. д. Эта группа причин имеет гораздо более широкий аспект, чем предыдущая (уверенность в действиях, самоанализ, мотивация, самонастройка и др).

Физиологическими причинами определяются те или иные особенности техники у людей разных конституций, пола и физической подготовленности. Сюда же относятся ошибки, связанные с утомлением, влиянием высокогорных условий.

Инвентарь может существенно влиять на технику и, стало быть, порождать ошибки. В зависимости от высоты, жесткости ботинок, степени наклона вперед голенищ техника значительно изменяется. Не менее важную роль играют лыжи, их упругость, жесткость, состояние скользящей поверхности и кантов. На технике стойки сильно сказывается расположение лыжных креплений.

Выбор рельефа и снежных условий для отработки того или иного приема имеет первостепенное значение, и этому вопросу в методических пособиях уделяют самое большое внимание. Неправильно порой поступают тренеры и инструкторы, когда выбирают очень пологие склоны: на таком рельефе выполнять приемы хотя и менее опасно, но наиболее трудно. Склоны следует подбирать такие, где лыжник развивает достаточную скорость и имеет оптимальные, наиболее благоприятные условия для выполнения приема. И, разумеется, рельеф учебного склона не должен вызывать боязнь.

Работать над исправлением ошибок лучше со всей группой сразу. Тренер располагает занимающихся на склоне так, чтобы каждый мог наблюдать за спусками своих товарищей (солнце и ветер не должны мешать) и хорошо слышать комментарий руководителя. Не всегда дают нужный эффект замечания на ходу. Лучше разъяснить ошибки сразу после спуска, когда ученики могут спокойно сосредоточить свое внимание на объяснении руководителя.

Темп работы над исправлением ошибок меняется. Вначале ошибки разбираются подробно: по очереди каждый выполняет прием, остальные наблюдают. Группа изучает типичные недостатки. Затем занятие проходит более динамично: тренер делает замечания после серии повторных исполнений, каждый работает над своей техникой. Иногда тренер поправляет на ходу, чаще применяются групповые спуски.

Тренер должен четко определять особенности стиля каждого своего подопечного и понимать, что один и тот же технический элемент может исполняться в разных манерах. Так, поворот из упора совершенно по-иному выглядит в движениях коренастого и долговязого парней. По-разному они держат лыжи в прямом спуске и амортизируют неровности рельефа. Стиль может также зависеть от инвентаря. Если, например, крепления поставлены несколько впереди, то для правильной загрузки лыжник будет принимать так называемое осаженное положение «стульчика». И наоборот, при смещении креплений назад лыжник будет сильнее наклоняться вперед, сгибать колени и голеностопы.

Нередко при выполнении приема наблюдаются сразу несколько недостатков. Задача тренера — выделить основную техническую погрешность, которая бывает причиной многих других ошибок. После устранения основной ошибки зачастую техника улучшается коренным образом. Определить главную ошибку, то есть ту, которая в данный момент у данного лыжника тормозит обучение, иногда очень непросто. Порой она обнаруживается только после выполнения нескольких серий приемов или даже нескольких спусков в сложных условиях.

Помочь установить ошибку может изучение следов на снегу после выполнения приема. Нарушения плавности и ширины следа лыж, скругленности дуг свидетельствуют о недостатках в движениях верхней части тела, неправильной загрузке лыж.

Предупреждение ошибок куда проще, чем последующее их устранение. Чем скорее замечено нарушение в технике, тем легче его исправить. Привившиеся отрицательные навыки, лишние движения вскоре становятся существенным тормозом в техническом совершенствовании. Как известно, переучивать всегда сложнее, чем отрабатывать новые элементы. Тренер должен быть всегда внимательным к своим подопечным, никогда не выпускать из виду их индивидуального технического развития.

Приведенные ниже методические правила помогут тренеру увереннее ориентироваться при исправлении ошибок у своих учеников.

При обучении необходимо:

1. Указывать на недостатки сразу же после окончания спуска.

2. Выделять всегда одну, главную ошибку и не стремиться избавиться от всех дефектов одним махом. На практике такого чуда не произойдет.

3. Точно устанавливать причину, порождающую ошибку. При необходимости доходчиво разъяснять ее ученику.

4. Указывать на ошибки не в форме отрицания («Не садись назад!», «Нет разгрузки!» и т. п.), а предпочитать команды, стимулирующие устранение недочета («Подайся вперед!», «Согни колени!», «Подскок!»).

5. При выявлении причины прежде всего обращать внимание на внешние условия работы над приемом и стараться создать самую благоприятную ситуацию для исправления недостатка (выбрать подходящий рельеф, снег, определить скорость и направление спуска).

6. Подбирать наиболее эффективные средства для устранения ошибки и предлагать ученику упражнения для отработки правильного навыка.

7. Не затягивать отработку корректирующего упражнения. Вести контроль исправления ошибки и, если упражнение не дает должного эффекта, предлагать новый оригинальный способ.

8. При укоренившемся вредном навыке продолжать работать над его исправлением, используя самые разнообразные средства.

9. При грубых нарушениях техники в некоторых случаях предлагать ученику выполнить совершенно противоположное по характеру (структуре, динамике или положениям) движение.

10. Вначале проделывать корректирующие упражнения на месте (при этом легко можно исправить положение и движение разных частей тела). С появлением уверенности отрабатывать упражнения в спусках.

11. Стремиться к тому, чтобы все замечания и указания по исправлению ошибок, даже если они адресованы одному лыжнику, были восприняты и остальными.

12. Анализируя технику ученика, твердо знать, над чем в первую очередь необходимо работать: заново отрабатывать прием, исправлять отдельные элементы или дальше развивать навык в выбранном направлении.

13. Чаще менять ракурсы для наблюдения за техникой. Так, снизу хорошо следить за положением тела, уколом палкой, координацией движений. Сбоку легко оценить стойку, разножку, обнаружить ошибки в наклоне вперед или назад. Сверху особенно хорошо прослеживаются динамика поворота, перенос веса тела, загрузки лыж.

14. Скованность поз, напряженность шеи, выворачивание или размахивание рук, гримасы на лице — верные признаки ошибок при выполнении приема.

15. При неправильном выполнении приема обращать на это внимание тех участников группы, кто имеет те же ошибки.

16. Исправлять ошибки вежливо, корректно. Речь тренера должна быть ясной, лаконичной, тон — убеждающим. Всегда уместны шутки, образные сравнения — это снимает напряженность занимающихся. При необходимости утрированно демонстрировать допущенную ошибку. Однако ирония должна быть сдержанной.

17. Время от времени показывать ученику точное выполнение приема, предлагая тут же повторить. Занятия проводить динамично — объяснения и показ должны занимать минимум времени.

18. Не злоупотреблять поправками на ходу. Во-первых, потому, что фазы поворотов быстротечны, а во-вторых, лыжник обычно в этот момент сосредоточен на движениях и плохо воспринимает стороннюю информацию.

19. Своевременное подбадривание — лучший стимул роста, особенно для слабых лыжников. Однако нельзя хвалить беспрерывно — эффект этого педагогического приема может пропасть.

20. У каждого лыжника свой стиль. Никогда не забывайте о том, что цель обучающихся — постичь эффективную технику спусков на лыжах в разнообразных условиях и не втискиваться в некий технический шаблон.

Умение анализировать технику горнолыжника, выявлять погрешности, устанавливать причины нарушений и устранять их с помощью специальных упражнений и методических приемов составляет главное профессиональное качество тренера. Научить будущих тренеров правильно оценивать горнолыжную технику — одна из важных задач физкультурных учебных заведений.

В течение многих лет во Всесоюзной школе повышения квалификации инструкторов горнолыжных туристских комплексов ЦСТЭ практикуются тесты на выявление ошибок. Суть их состоит в следующем. Слушателям и преподавателям (экспертам) школы предлагается установить технические погрешности в выполнении приема лыжником. Результаты наблюдения каждый заносит в контрольный листок сразу же после спуска лыжника. Указывается основная ошибка (только одна!) и не более двух второстепенных. Перед проведением испытания слушатели получают инструктаж по типовым ошибкам, терминологии, условиям теста и выставлению оценок.

В качестве эталонного, экспертного, показателя берется среднее преподавательское мнение, определяемое большинством (более 50%). Описания участников затем сравниваются с экспертным решением. Грубая неточность в определении основной ошибки влечет за собой снижение оценки на два балла, грубая неточность в определении второстепенной ошибки — к потере одного балла.

Повышение качества проведения тестов, согласованности мнений специалистов, наконец, улучшение успеваемости слушателей по важному разделу педагогики тесно связаны с совершением классификации ошибок в технике, использованием единой терминологии.

В 1984 г. взнос участников повышается до 6 руб., что в основном покрывает основные расходы по обслуживанию марафона. Главные расходы связаны с питанием, транспортировкой участников в день марафона, атрибутикой (нагрудные значки, эмблема, памятки, стартовые номера и т. д.). Расширение и планировка трассы марафона осуществляется за счет средств на благоустройство ландшафтного заповедника Отепя.

В организационном плане Тартуский марафон постоянно совершенствуется. Многое зависит от конкретных условий проведения марафона.

 
 2015 г