Развитие плавания в русской армии

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Развитие плавания в русской армии

Территория Советского' Союза пересекается десятками тысяч рек, омывается многими морями, двумя океанами и имеет огромное число озер. Его морские границы тянутся на десятки тысяч километров. И немудрено, что история нашей Родины богата сведениями о широком распространении плавания среди русского народа.

Зарождение и развитие в русской армии военно-прикладных видов плавания

Известно, что обучение войск плаванию проводилось еще в царствование Алексея Михайловича (XVII век) и при Петре Первом. Великий русский полководец А. В. Суворов регулярно обучал свои войска плаванию и высоко ценил умеющих плавать солдат. А. Петрушевский сообщает о том, как Суворов умел «производить переправу вброд и вплавь», для чего «люди обучались у него плаванию».

В первой половине XIX века в русской армии проводились мероприятия по развитию плавания в войсках: было введено преподавание плавания в кадетском корпусе, издавались специальные учебные пособия по плаванию, открывались школы плавания, готовились преподаватели плавания, проводились спортивные состязания пловцов и т. д. Уже в тридцатых годах прошлого века, преподавание плавания в саперных бригадах было введено в число обязательных военных дисциплин лагерного периода обучения. Русские специалисты плавания того времени разработали свою оригинальную методику обучения военно-прикладным видам плавания в саперных батальонах и понтонных полубатальонах. Накопленный в этих частях опыт был тщательно изучен и обобщен одним из офицеров — преподавателем плавания JI. Конки-

ным, который позже издал в Петербурге специальную книгу

В вводной части своей книги автор говорит: «Не встречая в нашей военной литературе указаний на этот весьма важный отдел специального образования сапер, и в особенности понтонер, я решился сообщить читателям нашего специального издания те практические приемы, которые выработаны мною из практики при обучении плаванию нижних чинов строевых войск Инженерного корпуса».

Автор подробно разработал правила отбора солдат в плавательные команды, порядок обучения, содержание учебных занятий, устройство специальных станков для изучения на суше техники плавания способом «брасс на груди», методику преодоления вплавь в одежде водных переправ и транспортировку по воде оружия с боеприпасами.

Некоторые рожденные практикой предложения автора заслуживают внимания и в настоящее время. В частности это относится к обучению солдат стрельбе из винтовки по цели на берегу во время форсирования водных преград. Делалось это следующим образом: винтовка с боеприпасами укладывалась на небольшой плотик из камыша, досок или хвороста, который пловец транспортировал перед собой. В момент стрельбы пловец занимал вертикальное положение в воде и производил выстрел по цели. Автор рассказывает, что «такой маневр» был успешно применен в 1832 и 1833 гг. плавательными командами второй саперной бригады на реке Березине, а в 1835 г. в первой саперной бригаде в Маримонте, под Варшавой.

Многие авторы считают, что первые состязания пловцов были проведены в семидесятых годах прошлого века в Англии. Между тем в России спортивные состязания были весьма популярны в упомянутых уже саперных бригадах еще в тридцатых годах прошлого века.

В существовавшем тогда специальном «Наставлении к понтонной службе» были помещены правила проведения состязаний между нижними чинами плавательных команд на призы.

Наставление указывало, что к состязаниям могли допускаться только лучшие пловцы, принадлежащие к разряду

«отличных». Там же приводились и интересные нормативы для определения отличного пловца: «Пловец может быть назван отличным:

1) если он, плавая на животе, держит плечи высоко над водою и разводит притом руками и ногами плавно и сильно; плавая на спине, держит грудь над водой;

2) если он плавает стоя, держась над водою по грудные соски;

3) если он бросается в воду как головой, так и ногами, и притом в определенный пункт — ивовый обруч — диаметром в 1 аршин, и может из него высвободиться;

4) если он ныряет и может найти на дне потонувшую вещь (железную гирю весом от 2 до 3 фунтов, с привязанным к ней деревянным валиком, длиною в 1 фут и 1,5 дюйма в диаметре);

5) если он, бросаясь в воду в сапогах, без портянок, в исподних брюках и посконной рубашке, застегнутой у ворота, плывя по течению, может снять с себя всю одежду, бросая все снимаемое на берег, проплывая при этом до 5 саженей;

6) если, затем, на следующих 5 саженях плавания по течению он приведет к берегу плывущее тело весом до 4 пудов (вес человека)».

Уже один этот перечень разнообразных нормативных требований показывает, на каком высоком уровне стояло тогда преподавание плавания и какие трудные задачи ставились перед отличным пловцом.

Приведенные примеры показывают, что передовая часть офицерского состава русской армии, хорошо понимая роль и значение подготовки воинов по плаванию, вела в этом направлении полезную и интересную работу, в результате которой уже в первой половине прошлого века была создана своя, отечественная, методика преподавания военно-прикладных видов плавания и разработаны свои правила -состязаний пловцов.

Таким образом, приоритет в организации и проведении состязаний по плаванию принадлежит не англичанам, а русским специалистам плавания.

Еще больший интерес представляет книга П. Плахова, изданная несколькими годами позже, освещающая опыт боевой подготовки саперных бригад. Плахов разбирает методику организации переправы вплавь такого подразделения, как рота. Выработанные им правила подвергались опытному испытанию в третьей саперной бригаде в лагерные периоды 1883—1884 гг., после чего было выпущено в свет второе издание его книги. Автор указывает, что в боевой обстановке «недостаток времени, необходимого для производства работ по постройке моста, а также весьма частое отсутствие достаточного количества мостового материала заставляет предпочесть неожиданную переправу, хотя бы и небольшой части войск, в известном удобном для того пункте — другим родам переправ.

Военная история изобилует военными подвигами, совершенными пловцами. Этот способ переправы через реки, неудобный для целой армии, принадлежит к категории неожиданностей, смелых предприятий, часто производящих на войне сильное нравственное впечатление на неприятеля» \

Разбирая свои правила, автор указывает, что перед проведением переправы командир роты обязан определить число солдат, умеющих плавать без вспомогательных средств, число слабо плавающих, нуждающихся в подсобных средствах, число вовсе не умеющих плавать и боящихся воды.

Уже тогда автор руководства правильно определил порядок переправы: «первыми пустить плыть двух-трех человек, назначенных для рекогносцировки; плавание их на глазах всей роты даст понятие людям о фарватере реки, скорости течения и покажет наглядно, насколько затруднительна предстоящая переправа. Затем следует пускать снаряды, начиная с тех, которые по своей конструкции, составу материала и пловцов требуют большого времени для совершения рейса, т. е. вначале придется пустить те снаряды, на которых находятся вовсе не умеющие или слабые, боязливые пловцы».

Особое и совершенно верное значение П. Плахов придавал личному примеру офицера, подчеркивая, что: «ротный командир с офицерами роты должен плыть во главе роты, подавая пример нижним чинам, которые всегда охотно следуют за своими начальниками. В этом случае способ, каким будут переправляться офицеры, не играет существенной роли, лишь бы солдат видел, что офицер разделяет с ним все трудности, а самое лучшее плыть на одном из снарядов, если неумение плавать не позволяет плыть самостоятельно, без помощи снаряда».

Оживление работы по плаванию с началом первой мировой войны

Однако плавание в русской армии получило достаточное распространение лишь в специальных родах войск. По этой причине, а также из-за слабого развития плавательного спорта среди гражданского населения к началу первой мировой войны в русской армии оказалось большое количество солдат, вовсе не умеющих плавать.

Спустя почти два года после начала войны 1914—1918 гг. в журнале «Военный сборник» № 5 за 1916 г. был опубликован обширный обзор с характеристикой состояния плавания в русской армии. В нем говорилось: «Если бы школа взялась за обучение плаванию детей и юношей, а спортивные организации наряду со стрельбой старались бы развить среди запасных и ополченцев и плавание,— наша пехота была бы обучена и этой стороне страховки от неожиданностей».

Там же укавывалось, что война лишний раз подтвердила важность обучения войск плаванию при проведении боевых операций, в которых часто приходилось преодолевать водные преграды. Война показала несовершенство принятой в армии системы организации обучения плаванию. Плаванию обучались только в специальных родах войск — понтонных, саперных, морских, в то время как в пехоте обучение плаванию не велось, что приводило к большим людским потерям при вынужденных водных переправах.

Неудовлетворительное положение с военно-физической подготовкой молодежи, объясняемое непониманием важности этого дела царским правительством, влекло за собой для армии серьезные последствия. В связи с этим в сентябре 1915 г. в Петербурге было созвано специальное совещание для организации допризывной военно-физкультурной подготовки молодых контингентов. В результате совещанием было утверждено обширное Положение о мобилизации спорта.

«Мобилизация спорта,-— говорилось в Положении,— имеет целью организацию во время войны допризывной подготовки лиц, подлежащих приему в войска. Допризывная подготовка производится при содействии и под наблюдением военно-спортивных комитетов».

В программы допризывной подготовки было включено и обучение молодежи плаванию.

Однако слишком малочисленная сеть спортивных организаций в стране тормозила осуществление этой важной

задачи. Особенно мало было в стране спортивных организаций по плаванию. Так, по данным того же номера журнала «Военный сборник», к моменту утверждения Положения о мобилизации спорта в стране имелось 1205 спортивных организаций в 328 городах, из них двенадцать были школами плавания, причем в самых крупных плавательных спортивных организациях (Москва, Петербург) насчитывалось всего лишь по нескольку сот пловцов.

Ясно, что такая малочисленная сеть школ плавания, да к тому же с ограниченным числом преподавателей, не могла обеспечить массовой подготовки допризывников по плаванию, и армия фактически продолжала иметь в своих рядах плохо обученных плаванию солдат.

С начала войны 1914—1918 гг. были предприняты некоторые меры для того, чтобы создать на флотах школы плавания, в которых бы готовились инструкторы этого дела. Эти инструкторы затем использовались на кораблях и в частях для массового обучения плаванию всего личного состава. Военные школы плавания были открыты в Ораниенбауме, Кронштадте, Николаеве, Севастополе и в других морских базах.

Обобщение опыта войны в применении плавания

Изучая и обобщая опыт войны, специалисты плавания обогатили и несколько разнообразили методику военно-прикладной подготовки по плаванию.

В большой статье «Особенности военного плавания», опубликованной в двух номерах журнала «Военный сборник» (№ 5 и 6 за 1916 г.), указывалось, что если спортивное плавание служит средством оздоровления организма человека, развлечением и для установления рекордов,— то главной задачей обучения военному плаванию является «возможно меньше потерять людей при борьбе с водными преградами, возможно меньше потерять оружия, снаряжения, времени и пр.» Объясняя далее причины необходимости введения в школах и воинских частях обязательного обучения не только спортивному, но и военно-прикладному плаванию, журнал приводил следующие, не лишенные и сейчас интереса, основания: «Спортсмен часто является человеком железным только в узких и определенных условиях спорта и легче •сдает в других. Рим знал из практики, что атлеты и гладиаторы были мало выносливы в походах и посредственными военными. Солдат плавает не в спортивном трико, а при полном снаряжении, оберегая свое оружие, в стесняющей его одежде, в любую погоду, по бурным потокам. Спортсмен

не признает подсобных средств, а солдат должен уметь ими пользоваться».

Дальше журнал давал совершенно правильные установки по военному плаванию, подчеркивая, что оно «с начала до конца есть тренировка организма на выносливость», что «приучение к ледяной воде — непременный номер программы военного плавания», и доказывал это описанием боевых эпизодов, когда солдатам приходилось плавать в ледяной воде.

Для всесторонней подготовки солдата к боевым действиям на воде журнал считал необходимым обучать его следующим видам военно-прикладного плавания: в одежде и с оружием, с подручными средствами или транспортируя перед собой плотик с нагруженными на него снаряжением, оружием и обмундированием; проводить через реки переправу не умеющих плавать; переправляться через быстрые горные реки и т. д. Статья заканчивалась призывом «Снабдить войска пловучестью», предлагая ввести: 1) в гимнастический устав — раздел плавание; 2) в полевой устав — все способы переброски войск через водные преграды; 3) в строевой и внутренний уставы — указание «о ранжировке людей в строю так, чтобы пловцы были бы равномерно распределены между не умеющими плавать».

В одной из своих книг А. Д. Шеманский проанализировав опыт первой империалистической войны, добавил новую главу «Специальное плавание», в которой, по его выражению, «отражен опыт великой войны на реках Стырь, Висле, Нареве, Днестре и Пруте». В этой главе автор прежде всего разбирает тактику (того времени) войны и в связи с ней определяет следующие задачи, стоящие перед военно-прикладным плаванием: 1) сделать войска способными перебираться через водные преграды; 2) застраховать воинов от гибели при встрече с опасностью потопления; 3) привить десантным войскам и разведчикам виртуозность проскальзывания через водные преграды с помощью артистического плавания.

Эти, продиктованные опытом, задачи, по мнению автора, требуют, чтобы лица, преподающие военно-прикладное плавание населению, обучали плаванию в одежде и падению в

воду с вооружением, различным видам ныряния, плаванию в холодной воде, умению держаться в воде в равновесии, несмотря на течение, переправе по воде при помощи различных подсобных средств, транспортировке по воде раненых и не умеющих плавать.

Таким образом, опыт первой мировой империалистической войны был достаточно для того времени учтен и нашел тогда некоторое отражение в методике учебных занятий.

Отставание спортивного плавания в царской России

Несмотря на определенные успехи в области развития военно-прикладного плавания, общее состояние спортивного плавания в царской России было на крайне низком уровне.

Населявшие Россию народы имели немало спортивных талантов по плаванию. Еще в конце прощдого века батум-ский пловец Мамед Бедия в штормовых условиях совершил выдающийся проплыв по морю из Батуми в Поти на дистанцию свыше 50 км.

Учитель одной из бакинских гимназий Леонид Роман-ченко в июле 1912 года проплыл по Каспийскому морю около 48 км за 24 часа 10 мин., побив мировой рекорд продолжительности плавания, принадлежавший тогда англичанину Томасу Бургесу.

Но это были достижения одиночек. Массового развития спортивного плавания в России не было. Царские правительственные круги не принимали для этого необходимых мер. На всю Россию насчитывалось до десятка летних спортивных школ плавания и несколько небольших зимних плавательных бассейнов, доступных только для обеспеченных классов. На развитие плавания среди молодежи не отпускалось нужных государственных субсидий.

Летом 1913 г. в Киеве была проведена первая русская олимпиада, на которой пловцы показали рекордные для того времени результаты. Звание первых чемпионов России завоевали петербургские пловцы, воспитанники Шува-ловской школы плавания: Колпаков — 100 м вольным стилем—1:23,5; П. Авксентьев — 400 и 1500 м вольным стилем — 7:23,8 и 29:13,2; Н. Приселкин — 200 м брассом — 3 : 44,0 и др. Но эти новые достижения России были намного хуже мировых рекордов того времени: в вольном стиле — 1 : 01,6; 5 : 24,6 и 22 : 00,0, в брассе — 3 : 01,8.

Такой низкий уровень спортивного плавания оставила после себя царская Россия.

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОГО ПЛАВАНИЯ В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Первые советские мастера плавания кролем

После Великой Октябрьской социалистической революции в нашей стране начала расти и шириться массовая физкультурная работа. По всей стране стали органи-

зовываться спортивные кружки, секции и школы плавания, начали регулярно проводиться спортивные состязания пловцов. В Москве, Ленинграде, Киеве и в других городах появились первоклассные мастера спортивного плавания, хорошо владевшие современным способом плавания—кроль.

К числу первых советских кролистов надо отнести ленинградца Андрея Скржинского с результатом на 100 м 1 : 27 (1921 г.), москвича Михаила Федяева—1 : 26 (1923), киевлянина Василия Фурманюка— 1 : 12,1 (1925 г.). Вместе с ними в числе советских пионеров кроля, освоивших этот стиль на коротких дистанциях, нужно назвать москвичей Глеба Ануфриева, Ивана Сучкова и Николая Киселева, ленинградцев Сергея и Александра Смирновых, Николая Бутовича, Петра Коузова, Василия Поджукевича, Владимира Китаева и горьковчанина Александра Шумина.

Первой женщиной-кролисткой была ленинградка Зоя Ко-столомова, плававшая 100 м за 1 : 28,8 и побившая в 1926—1927 гг. все рекорды страны, установленные до нее другими стилями.

Первым русским пловцом, успешно продемонстрировавшим кроль на большой дистанции, был москвич Сергей Попов, установивший в 1925 г. новые рекорды Союза ССР на 1000 м— 16:32,4 и 1500 м — 25:30,0. Эти достижения убедили сторонников господствовавших тогда стилей — брасса, треджена и плавания на боку — в преимуществе кроля на всех дистанциях. С тех пор этот быстрейший способ плавания получил у нас в стране всеобщее признание.

С 1924 г. в Красной Армии и Военно-Морском Флоте стали регулярно проводиться состязания на первенство по плаванию и другие крупные соревнования пловцов.

В день 10-й годовщины Октябрьской социалистической революции в Ленинграде на Ивановской улице открылся новый зимний спортивный бассейн для плавания с четырьмя дорожками, длиной по 25 м и просторными балконами для •зрителей. Открытые до этого пять малых бассейнов имели случайные размеры (лучший среди них при Ленинградском

военно-морском училище им. Фрунзе — 8X18 м), не были приспособлены для массовых учебных занятий и не имели трибун для зрителей.

В бассейне на Ивановской начали тренироваться лучшие пловцы страны, позднее получившие почетное звание заслуженных мастеров спорта: Александр Шумин, Владимир Ки-таев, Василий Поджукевич и др.

Получив возможность тренироваться весь год и хорошо организовав учебно-спортивную рабзту в своем зимнем бассейне, ленинградцы за короткий срок значительно подняли уровень спортивных достижений по водному спорту.

В 1931 г. в Москве было построено два первоклассных зимних бассейна — один при автомобильном заводе имени Сталина, другой в Сталинском районе. После открытия этих бассейнов и в Москве стали выдвигаться первоклассные пловцы, начавшие улучшать всесоюзные достижения ленинградцев.

Мировые и европейские достижения советских пловцов

В 1935 г. международные результаты показали чемпион Москвы Николай Борисов в плавании стилем кроль и на спине и сталинградец Леонид Мешков — стилем брасс. Борисов весной 1935 г. первый среди советских пловцов добился стилем кроль результатов экстркласса, проплыв 100 м быстрее 1 минуты — за 59,8 секунды, а 400 м быстрее 5 минут — за 4 : 59,0; ему же первому удалось перекрыть и мировой рекорд в плавании на спине. Он проплыл 400 м за 5 : 24,8. Мировой рекорд тогда принадлежал японцу Киокава — 5 : 30,4.

Среди женщин первой добилась международного результата ленинградка Клавдия Алешина. Весной 1935 г. она проплыла 400 м на спине за 6: 07,2 (мировой рекорд держала тогда американка Бридж — б : 12,0).

Летом 1935 г. в команде спортсменов Сталинградского тракторного завода прибыл в Москву на вторую спартакиаду профсоюзов молодой пловец Леонид Мешков. С результатом 1 :01,4 он выиграл первое место в плавании на 100 м стилем кроль, а в конце года проплыл 100 м стилем брасс за 1 :09,б. Этот результат на 1,2 секунды превышал мировой рекорд американца Хиггинса.

После этих первых международных результатов достижения советских пловцов росли с каждым годом.

В результате перед Великой Отечественной войной Советский Союз вошел в число сильнейших стран мира в области спортивного плавания.

Вместе с Мешковым, Борисовым и Алешиной большая1 группа молодых советских спортсменов выдвинулась в-число сильнейших пловцов мира и Европы. Это москвичи Виталий Ушаков, Александр Васильев, Василий Казаков,, Александр Пустяков, Сергей Корешков, Василий Лебедев, Юлия Кочеткова, Мария Соколова, Дагмара Гетлинг;. ленинградцы — Петр Голубев, Михаил Шулешко, Соломон Шерешевский, Евгений Белковский, братья Игорь и Артемий Либель, Тамара Полыгалова; минчане—Игорь Дурейко„ Зинаида Шелешнева; киевлянин Александр Горбунов и др~ Только за одну первую половину 1941 г. наши лучшие мастера плавания установили 72 новых всесоюзных достижения, восемь раз показывали результаты, превышающие мировые рекорды, и четыре раза -— результаты выше европейских достижений. Особенно отличился тогда Л. Мешков, который по четырем дистанциям брасса (100, 200, 400 и 500 м) перекрыл мировые рекорды, а в плавании на 200, 300 и 400 м кролем улучшил европейские достижения.

После нескольких лет вызванного войной относительного-затишья в росте спортивных достижений, с 1945 г. наши пловцы возобновили борьбу за европейские и мировые-рекорды. Лучших успехов вновь добились Леонид Мешков, который проплыл 100 м стилем баттерфляй за 1 : 05,1, установив новый мировой рекорд и показав на 200 м стилем кроль лучший результат Европы — 2 : 08,9, и Виталий Ушаков, который добился нового европейского достижения, проплыв 400 м стилем кроль за 4 : 44,9 и улучшив свой рекорд-до 4 : 43,8 в 1949 г.

Среди лучших армейских и флотских пловцов показали, отличные результаты в последние годы Капитолина-Васильева, Петр Скрипченков (оба — Военно-Воздушные Силы) и Артемий Либель (Военно-Морские Силы). В послевоенные годы около 15 раз Васильева ставила рекорды Союза ССР, и к 1950 году ей принадлежали пять из восьми всесоюзных достижений в плавании стилем кроль. Один из; лучших мастеров плавания, неоднократный чемпион и рекордсмен страны инженер-капитан А. Либель проплыл в 1949 г. 100 м стилем кроль с новым рекордом Вооруженных Сил — 58,4 секунды.

Воспитанник Советской Армии старшина Петр Скрипченков выдвинулся в начале 1950 г. в число сильнейших пловцов мира в плавании баттерфляй, имея на 100 м результат 1 : 09,3. Юные пловцы из команды Военно-Воздушных Сил Московского Военного Округа Виктор Дробинский и Виктор

Соловьев по праву считаются сильнейшими в СССР мастерами плавания.

Всесоюзные достижения или результаты, близкие к рекордам страны, показали в последние годы и молодые пловцы Владимир Земляиский, Виктор Кучеров, Василий Карманов, Николай Гаврилов и Анатолий Белов (Москва), Рашид Абязов и Екатерина Москвина (Ленинград), Анатолий Драпий (Киев), Тамара Зирка и Юрий Короп (Харьков), Эндель Пресс, Кунар Пярон и Эндель Эдасеи (Таллин), Виктор Сенин, Борис Наместников, Эдуард Городецкий (Львов), Мария Гавриш (Винница) и др. В течение 1948 и 1949 гг. отличные результаты показали и лучшие пловцы Вооруженных Сил — Василий Шустов, Владимир Минашкин (оба — Черноморский флот), Валентин Еремин (Тихоокеанский флот), Александр Бетехтин, Лев и Ольга Кокорины, Борис Быков (Военно-Морские Силы) и др. Эти молодые спортсмены входят в пятерку сильнейших пловцов страны. Все они добились высоких спортивных результатов, находясь на военной службе.

Большой известностью среди физкультурников пользуются армейские пловцы на дальние дистанции: инженер-полковник Борис Девяткин, завоевавший в 1939 г. звание чемпиона Союза ССР в плавании на 50 км, и майор медицинской службы Искандер Файзулин; военные моряки Дмитрий Кузнецов, Иван Дико, Николай Корниенко, В. Проскур-кин и др., не раз совершавшие рекордные дальние проплывы на различные дистанции.

Две лучшие команды Советской Армии и Военно-Морского Флота по водному поло — ЦДКА (Москва) и Военно-Морских Сил (Ленинград) с 1940 по 1950 гг. не раз завоевывали почетное звание чемпиона Союза ССР.

Много отличных мастеров виртуозного прыжка в воду воспитано^ в Советской Армии и Военно-Морском Флоте. ■Среди них неоднократный чемпион Союза ССР заслуженный мастер спорта старший лейтенант Владимир Гайковой, офицеры Александр Мотавкин и Роман Митурич, мичман Олег Шостак и др.

Причины успеха

Небывалый рост спортивных достижений советских пловцов за последние 10—15 лет объясняется вниманием и заботами нашей коммунистической партии и советского правительства в отношении массового развития физической культуры.

Физическая культура — одно из важных средств коммунистического воспитания трудящихся, служит для улучшения

их здоровья и подготовки советского парода к труду и защите нашей Родины.

В 1931 г. в Советском Союзе была создана своя система физического воспитания, построенная на основе комплекса «Готов к труду и обороне Союза ССР». В первую и вторую ступени этого комплекса в число обязательных норм введены испытания по плаванию. Каждый сдающий нормы на значки ГТО должен научиться плавать по крайней мере на дистанцию 100 м. Свыше 20 миллионов человек получили за 18 лет значки ГТО. Это значит, что в нашей стране насчитываются теперь миллионы умеющих плавать. Во время подготовки к сдаче норм и в процессе испытаний на значок ГТО среди сотен тысяч и миллионов человек выявляются одаренные пловцы, которые, сделавшись значкистами, продолжают регулярно заниматься плаванием.

Советское правительство стало отпускать большие средства на развитие спортивного плавания и в частности на строительство бассейнов. После открытия в 1931 г. двух зимних бассейнов в Москве новые бассейны были сооружены в Харькове, Киеве, Минске, Ленинграде, Горьком, Мурманске, Полярном, Севастополе, в столице Армении — Еревани, в Молотове и т. д. Сотни летних водных станций были открыты на берегах Черного и Каспийского морей, на Днепре, Волге и других реках. Много было сооружено искусственных летних бассейнов: в Тбилиси, Баку, Еревани, Ташкенте, Фергане, Андижане, Фрунзе, Алма-Ате, Ейске и в других городах.

Рост сети зимних бассейнов и летних школ плавания потребовал увеличения кадров высококвалифицированных специалистов. До 1936 г. преподаватели плавания готовились на краткосрочных курсах, но затем при нескольких институтах физической культуры были созданы школы тренеров и спортивные факультеты, выпустившие за 10 последних лет сотни преподавателей плавания высшей квалификации. Они работают в различных городах Советского Союза, в домах офицеров Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В институтах физической культуры были открыты кафедры плавания, объединившие лучшие преподавательские кадры страны. Вместе с научно-исследовательскими институтами физической культуры они провели большую научно-

методическую и исследовательскую работу по обобщению опыта тренировки ведущих советских мастеров плавания и по изысканию более совершенных методов спортивной тренировки.

В итоге у нас в стране была создана своя советская научно-обоснованная методика спортивной тренировки по плаванию, сущность которой излагается в шестой главе книги.

ГЛАВА ВТОРАЯ

ПЛОВЕЦ В БОЕВОЙ ОБСТАНОВКЕ

ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ ПРИ ФОРСИРОВАНИИ ВОДНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ

Для организации переправ существует определенное техническое оснащение и способы более совершенные, чем примитивное форсирование вплавь с подручными средствами.

Тем не менее степень подготовленности по плаванию личного состава переправляющихся частей и подразделений играет очень важную роль.

Во время переправы противник может оказать сильное противодействие и потопить переправочные средства. В таком случае хорошо подготовленные по плаванию солдаты и офицеры всегда смогут продолжать переправу вплавь и сохранить свою жизнь, а также спасти жизнь раненых и не умеющих плавать своих товарищей. Об этом лучше всего говорит опыт Великой Отечественной войны.

Форсирование многочисленных водных преград под воздействием огня противника показало, что важнейшим и наиболее сложным моментом, от которого зависит в дальнейшем многое, является удачная переправа передового подразделения. Эта переправа должна быть быстрой, скрытной и неожиданной для врага. Но не всегда удается быстро наладить надежные средства переправы. Вот почему каждый воин передового' подразделения должен хорошо плавать, причем очень важно, если в части есть хорошо подготовленные пловцы-спортсмены, особенно среди офицерского состава. За успешное форсирование Днепра командир батальона капитан С. Б. Дризовский получил звание Героя Советского Союза. Дризовский в совершенстве владел стилем брасс и своим личным примером вселял в солдат уверенность и спокойствие. Он организовал переправу

для не умеющих плавать и правильно' распределил действия между хорошими пловцами.

Герою Советского Союза гвардии майору А. Г. Попову при форсировании Днепра во многом помогло то, что он до войны был первоклассным спортсменом, пловцом и горнолыжником, сдавшим все нормы ГТО II ступени. Благодаря хорошей физической тренированности и умению плавать он сохранил свою жизнь, жизнь большинства своих товарищей и выполнил задание.

Очень важно сохранить максимум личного состава, так как после переправы через водную преграду приходится часто вступать в неравный бой. Вот почему наличие физкультурников и спортсменов среди офицеров имеет важное значение для благоприятного исхода операции.

Герой Советского Союза майор Туровец Н. И. служил во время войны в механизированных войсках. Он был отличным спортсменам и до войны сдал нормы ГТО II ступени. Так как фронтовая обстановка не позволяла ему заниматься спортивной тренировкой, он заменял ее ежедневными тридцатиминутными занятиями гимнастикой каждые утро и вечер.

Во время наступления советских войск на Берлин немцы подорвали мост через Шпрее. Майор получил приказание быстро форсировать реку, и ему удалось это сделать в числе первых. Он рассказывает, что все солдаты и офицеры, умевшие плавать, быстро переправились на вражеский берег и вступили в бой.

Перечисление подобных примеров из опыта Великой Отечественной войны можно было бы продолжить. Все они убеждают в одном: какую большую роль сыграла хорошая физическая подготовка наших войск и, в частности, уменье плавать во время преодоления водных препятствий. Уменье плавать нередко спасало жизнь солдатам и офицерам и помогало им успешно решать боевые задачи.

ОТДЕЛЬНЫЕ БОЕВЫЕ ЗАДАНИЯ, ВЫПОЛНЕННЫЕ ПЛОВЦАМИ-СПОРТСМЕНАМИ

В годы Великой Отечественной войны сражавшиеся в рядах Советской Армии и Военно-морских сил пловцы-спортсмены, благодаря своей выносливости, уменью плавать на большие дистанции, плаванию против течения, на 'большой волне, плаванию с грузом, нырянию, выполняла! с успехом боевые задания.

Известный киевский пловец Николай Корниенко, летом 1939 г. установивший рекорд Украины на 1500 м кролем 22 : 33,9, осенью 1940 г. в 22-летнем возрасте был призван на действительную военную службу з Черноморский флот. С началом боевых действий в Крыму его назначили в морскую пехоту командиром орудия.

Во время октябрьских боев на Крымском перешейке штаб дивизиона и батарея, где сражался Корниенко, находились у берега Сиваша. Некоторые важные документы штаба дивизиона нужно было переправить в базу в Керчь. Корниенко вызвался вплавь преодолеть Сиваш, ширина, которого была здесь около 17 км. Командир дал согласие.

Корниенко завернул в тельняшку документы и пузырек с чистым спиртом и привязал все к голове. В 16 часов 29 октября 1941 г. он вошел в Сиваш и, пройдя несколько метров по топкому дну, поплыл кролем. Чтобы не замочить документы, он должен был высоко держать голову, и ЭТО' очень затрудняло плавание. Вода была прохладной, а главное — соленой, что еще более усложняло! условия проплыва. Когда Корниенко был почти на середине Сиваша, начало темнеть. Он стал осматриваться: берега не было видно ни с той ни с другой стороны. Корниенко продолжал проплыв. Взошла луна. Она служила пловцу ориентиром.

Корниенко пробыл в воде 8 часов и проплыл за это время 17 км.

Через двое суток Корниенко пробрался в Керчь и сдал документы по назначению. За свой подвит он был награжден боевым орденом Красного Знамени.

После войны Корниенко возобновил тренировку по плаванию и на Всесоюзном проплыве на дальние дистанции в Сочи 17 сентября 1946 г. занял второе место (25 км с результатом 8 ч. 52 м.).

Такие же сверхдальние проплывы совершили в годы войны при выполнении важных боевых заданий чемпион и рекордсмен СССР в плавании кролем краснофлотец Петр Голубев, проплывший в августе 1941 г. по Финскому заливу около 20 км, участник довоенных традиционных проплывов Ораниенбаум—Кронштадт мичман Юрий Курило, проплывший 28 июля 1941 г. по Ладожскому озеру от острова Мантинсаари до Сортавала около 25 км, и многие другие.

В партизанском отряде

Накануне войны минский пловец Игорь Дурейко выдвинулся в число сильнейших брассистов СССР. Он держал все рекорды Белорусской ССР по брассу мужской и юношеской групп. Его результат 1941 г. на 400 м 5 : 53,5 входил в число десяти лучших достижений Европы. В 1950 г. этот результат еще стоял в таблице рекордов Белоруссии и занимал 5-е место в СССР.

В первые же месяцы войны Дурейко ушел добровольцем в партизанский отряд. Осенью 1941 г., выполняя боевое задание, группа партизан подошла к глубокой и быстрой реке Норе (Барановичская область). Из 12 человек было четверо раненых. Переправочных средств не было, и Дурейко, единственному человеку в группе, умеющему плавать, пришлось транспортировать раненых, не умеющих плавать, обмундирование, оружие и снаряжение.

Затем, летом 1943 г. партизанский отряд получил задание подорвать железнодорожный мост через реку Вилия. Группа партизан, в которую 'был назначен Дурейко, в шлюпке ночью направилась выполнять задание. В пути шлюпка перевернулась. Глубина достигала 6 м. Дурейко стал нырять и, достав со дна тол, мины и оружие, отбуксировал их к берегу. Задание было- выполнено'.

Пловцы-разведчнки

Заслуженный мастер спорта Леонид Карпович Мешков накануне Великой Отечественной войны улучшил два мировых рекорда в плавании брассом на 400 и 500 м и три европейских достижения на 200, 300 и 400 м кролем; последний рекорд установил в Ленинграде за несколько дней до начала Великой Отечественной войны.

Когда немцы стали угрожать Ленинграду, он добровольцем вступил в ряды Советской Армии и сражался в полку майора Гусева в районе Кингиссепа.

Однажды Мешков получил специальное задание — проникнуть в расположение противника с разведывательными целями. Мешков подобрал себе группу опытных, выносливых спортсменов. Эта группа проникла на территорию врага и, выполнив задание, собиралась возвращаться в свою часть. Вражеские посты обнаружили разведчиков и открыли огонь. Одному из разведчиков осколком мины оторвало кисть. Мешков наложил раненому жгуг и вместе с ним стал пробираться к своим. Но путь им преграждала река Луга, а сзади преследовали немцы. Поддерживая раненого, Мешков полз к реке. Вдруг что-то сильно ударило

его в спину. От боли Мешков чуть не потерял сознание, он был ранен,—правая рука чемпиона безжизненно повисла. Усилием воли Мешков превозмог слабость. Он подхватил другой рукой раненого товарища и вместе с ним бросился в воду.

Никто ранее не мог состязаться с Мешковым в скорости плавания брассом одними ногами. Это уменье он выработал долголетней тренировкой. По силе и технике работы ног Мешкова всетда ставили в пример другим мастерам плавания. И теперь эта техника пришла ему на выручку. Поддерживая раненого одной рукой, прижач больную руку к груди, работая в воде одними ногами, Мешков быстро ,плыл вперед. Вскоре водная преграда осталась позади, и Мешков выбрался вместе с раненым на свой берег.

При помощи лечебной гимнастики и плавания Мешков полностью восстановил работоспособность руки. Теперь он вновь выступает в соревнованиях и улучшает рекорды по плаванию Союза ССР и мира.

Юрий Курило — пловец на дальние дистанции, до войны участник проплыва из Ораниенбаума в Кронштадт, во время Великой Отечественной войны был в батальоне морской пехоты.

Перед высадкой на остров Мантинсаари на Ладожском озере корабли с десантом остановились и в одном километре от берега застопорили моторы. Зная, что в числе десантных войск имеется опытный пловец Юрий Курило, командир приказал ему войти в воду, бесшумно подобраться вплавь к берегу противника, разведать обстановку и выбрать удобные места для причала кораблей и высадки десанта. Курило поплыл к берегу, изучил местность и через 1 ч. 20 м. возвратился обратно, доложив командиру о выполнении задания.

Пловцы-связисты

При наведении связи через реки боевая обстановка довольно часто не позволяла пользоваться плавсредствами — шлюпками и катерами. И здесь вновь на выручку приходили пловцы-спортсмены.

За два года до начала войны в Ленинград приехал 15-летний Алексей Зайкин. Он стал посещать зимний бассейн и был принят в детскую школу плавания заслуженного мастера спорта Леонида Мешкова. Зайкин имел несколько юношеских рекордов по плаванию на 50, 100 и 200 м кролем.

С первых дней войны 17-летний Зайкин добровольцем ушел на фронт. Долгое время он защищал подступы к городу Ленина, ,3а мужество и отвагу, за умелые боевые действия его из рядовых произвели в офицеры и наградили орденом Красного Знамени. Когда под Ленинградом готовились наступательные бои Советской Армии, Зайкин находился в артиллерийской части, стоявшей на берегу Несы. На противоположной стороне Невы немцы занялн новые позиции, установили там дальнобойные орудия и вели методический обстрел Ленинграда. Чтобы узнать местонахождение этих орудий, нужно было перебраться через Неву, протянуть через реку провод, забраться на высокое дерево на другом берегу и корректировать таким образом огонь наших батарей. Противник контролировал реку и потопил две шлюпки, на которых наши разведчики хотели переправить телефон и катушку с проводом.

Зайкин обратился к своему командиру с предложением переправиться на противоположный берег вплавь. Он укрепил на небольшом плотике катушку с проводом и телефон. Перед рассветом разделся, аккуратно сложил в плащ-па-латку одежду, пистолет, флягу со спиртом и укрепил узел на плотике. Привязанный к плотику конец веревки перекинул через плечи. Осенняя вода в Неве была холодна. В первые секунды Зайкин с трудом мог набрать в легкие воздух. Но когда он поплыл, то скоро согрелся. Течение сильно относило Зайкина. Он плыл, оставляя за собой телефонный провод. При выходе на берег он долго не мог подняться и освободиться от груза: судороги связали мышцы болезненными узлами. Наконец с трудом развязал мешок с вещами, достал флягу со спиртом, сделал несколько глотков и спиртом же растер закоченевшие мышцы. Ветер быстро высушил его. Зайкин натянул на себя шерстяные чулки, рейтузы, свитер и начал бегать, чтобы согреться. Потом взял катушку, потянул за провод, проверил исправность. Провода были целы. Разматывая катушку и прислушиваясь, Зайкин пошел в лесок. Когда начало светать, он уже сидел с телефоном на высокой сосне. Через 2 часа, когда немецкие орудия открыли огонь по Ленинграду, Зайкин дал по телефону ориентиры, и наш берег ответил уничтожающим артиллерийским прицельным залпом.

Чемпион Союза ССР 1936 г. по плаванию кролем Борис Озеров около десяти лет выступал за сборную команду Ленинграда.

В годы Великой Отечественной войны Озеров долго находился на передовых позициях в частях связи. Ему так же, как и Зайкину, несколько раз приходилось успешно переплывать реки с целью наведения связи через водные преграды-

После войны, в 1945 г., инженер-майор Озеров при соревновании на первенство офицерского состава Военно-Морского Флота получил звание абсолютного чемпиона по всем дистанциям в кроле.

Значение уменья плавать при выполнении

боевого задания

Во время Великой Отечественной войны ведя наступление в горных условиях, взвод лейтенанта Крылова натолкнулся на быструю речку. Отступивший враг разрушил висячий мост. Нужно было переплыть реку с канатом, натянуть его для переправы всего взвода. В воду бросился ефрейтор Федоров. На середине реки быстрое течение его закрутило, понесло на камни и израненного выбросило обратно' на берег. Плыть никто больше не решался. Искать удобный брод не было времени.

К лейтенанту Крылову подошел недавно прибывший в часть молодой солдат Сергей Кочетков. Он провел детство в Тбилиси, не раз переплывал горные реки, был разносторонним спортсменом и имел значки ГТО I и II ступеней. Командир разрешил ему попробовать свои силы. Кочетков выбрал удобное место, разделся, быстро разбежавшись, нырнул в воду и поплыл вперед кролем под небольшим углом против течения. На середине реки его так же, как и Федорова, закрутил водоворот. Но Кочетков нырнул и под водой стал бороться с силой течения Показавшись над водой и набрав новый запас воздуха, он снова нырнул, и опять, под водой ему удалось на 2—3 м приблизиться к противоположному берегу. .Самая быстрая часть горной речки осталась позади, вблизи уже виднелись каменистые пороги. Кочетков лег на грудь и опять поплыл кролем. Наконец, он почувствовал под ногами дно. Выйдя на берег и отдохнув, он укрепил над рекой толстый канат, и переправа взвода началась.

Заслуженный мастер спорта Василий Петрович Поджуке-сич в продолжение 15 лет .перед Великой Отечественной войной был лучшим в стране центром нападения по водному поло. В военно-морской базе на Ладожском озере, где служил в дни войны лейтенант Поджукевич, в сентябре 1942 г. был объявлен аврал. Восьмибалльный шторм разбил в щепки пирсы, и четыре плашкоута с ценным гру-

зом (беспалубное плоскодонное судно, наподобие баржи) сильный ветер стал относить к вражескому берегу. Для того чтобы спасти груз, нужно было завести концы на каждый плашкоут.

Поджукевич вызвался доплыть до плашкоутов, которые отнесло уже на 200 м от разрушенных пирсов. Он взял конец, прикрепленный к тросу, и бросился в воду. Поджуке-вичу никогда раньше не приходилось плавать в тяжелых штормовых условиях.- Однако спортивное мастерство помогло ему бороться с трудностями шторма, ветром и холодной водой. Он доплыл до ближайшего плашкоута и, взобравшись на него, закрепил конец. То же он сделал и на других плашкоутах. Ценный груз был спасен.

На Черном море наш тральщик обнаружил плавающую мину. Ее нужно было уничтожить. Но по тактическим соображениям этого нельзя было делать здесь же. Нужно было прикрепить к мине конец и отбуксировать ее в безопасное место. На море стояла штормовая погода, и опустить для этой цели тузик с двумя краснофлотцами было рискованно, так как они могли подорваться. В экипаже тральщика находился хороший пловец краснофлотец Дмитрий Хомутов, вызвавшийся выполнить задачу вплавь. Он разделся, обвязал конец вокруг себя и бросился в воду. Поднимаясь во время плавания на гребни волн, он контролировал место нахождения мины. За несколько- метров до мины Хомутов перешел в вертикальное положение и, действуя одними ногами, стал осторожно подплывать к мине. Когда он был рядом с ней, развязал конец и стал закреплять его за рым мины. Сильная волна затрудняла дело, но Хомутов в конце концов справился с задачей и поплыл обратно. Мину отбуксировали в бухту и там обезвредили.

Плавать в любую погоду

Советская Армия и Военно-Морской Флот в Великой Отечественной войне умело осуществляли наступательные действия зимой и летом, осенью и весной. Лютый мороз, снег и пурга зимой, проливные дожди и распутица осенью и весной не останавливали наступательного порыва наших славных воинов.

Интенсивная переправа через Керченский пролив проводилась зимой и ранней весной, форсирование Днепра — осенью и т. д. Нет надобности поэтому подчеркивать, что в годы войны многим солдатам приходилось выполнять боевые задания на воде в любую погоду и даже тогда, когда шел снег или_ у берега образовывалась кромка льда. Солда-

там и военным морякам приходилось плавать в ледяной воде, понтонерам и саперам нужно было наводить переправы независимо от условий обстановки и погоды. В такой обстановке многое зависело- от привычки организма к низким температурам. Без предварительной закалки, попадая в ледяную воду, воин терял возможность выполнять порученную работу или выходил из строя из-за простудных заболеваний. Наоборот, воин закаленный, выносливый, привыкший к низким температурам, выполнял задания в холодной воде и после этого не выбывал из строя по болезни.

Ниже мы приведем несколько примеров, когда солдаты и офицеры занимались специальной тренировкой по- плаванию в холодной воде, и это в боевой обстановке помогало им выполнять впоследствии такие задания, которые воин сильный, смелый и здоровый, но без закалки к низким температурам, не выполнил бы.

Герой Советского Союза подполковник Николай Митро-фанович Дудецкий прошел до войны хорошую физическую подготовку. Благодаря этому он всегда был здоровым, энергичным и бодрым. Во время войны, будучи командиром полка, постоянно следил, чтобы его- подчиненные закаляли свой организм, приучались к низким температурам. Его полк получил приказание форсировать Вислу, когда река уже частично покрылась льдом. «И все же, — подчеркивает подполковник Дудецкий, — благодаря отличной закалке личного состава мне без особого труда удалось успешно форсировать Вислу. После того наш полк не потерял боеспособности и продолжал наступление».

Татьяну Рябцеву хорошо знают спортсмены Черноморского побережья. До войны она неоднократно завоевывала звание чемпионки .Крыма. В 1939 и 1946 гг. на Всесоюзных дальних проплывах на дистанции 15 км она оба раза занимала третьи места.

Рябцева окончила Харьковский институт физкультуры. В годы войны добровольно вступила в ряды Военно-Морского Флота; получила звание старшего лейтенанта и в качестве методиста лечебной физкультуры служила в одном из передовых госпиталей Черноморского флота. С начала ьойны она стала специально вырабатывать у себя выносливость к холодной воде и добилась того, что в зимние месяцы больше часа могла плавать в море при низкой температуре.

В тяжелые дни обороны Новороссийска в госпитале стало известно, что ночью в начале декабря 1942 г. должно притти небольшое судно с группой тяжело раненных. В назначенный час судно находилось вблизи берега, но не могло- точно установить место выгрузки раненых, так как на море стояла пасмурная погода с низкой облачностью и небольшой волной, а необходимость соблюдения строжайшей маскировки на берегу не позволяла сигналить. До утра же ждать было нельзя из-за возможности воздушного налета врага.

Тогда Татьяна Рябцева вызвалась плыть в море и там искать судно. Она несколько' раз заплывала далеко в море и там криками давала о себе знать. Наконец, попытки увенчались успехом, и ее обнаружили с судна. По указанию Рябцевой судно подошло к небольшому санитарному пирсу, и раненые быстро были доставлены в госпиталь, где получили необходимую помощь. В ту ночь Рябцева в общей сложности пробыла в декабрьской черноморской воде около двух часов.

Известно также немало' случаев, когда привычка к холодной воде спасала жизнь морским летчикам. Лейтенант Сергей Ковалев был атакован над морем тремя самолетами врага. Сбив один из них, Ковалев вступил в бой с другими, но в этот момент его самолет загорелся. Он вынужден был выброситься на парашюте и упал в море. Дело было в марте, вода была очень холодной, а до берега было не меньше 20 км. Освободившись от парашюта, Ковалев поплыл. Он продержался в холодной воде больше часа, пока его не подобрал наш сторожевой катер.

Когда началась Великая Отечественная война, на Севере стал создаваться отряд разведчиков. Подготовку этого отряда командование поручило молодому спортсмену В. Н Леонову, ставшему впоследствии дважды Героем Советского Союза. Попасть в этот небольшой отряд могли лишь отличные спортсмены.

В это- время на Севере находился один из лучших пловцов Ленинграда Виктор Максимов. Он был призван на военно-морскую службу накануне самой войны и вскоре завоевал звание чемпиона плавания Северного флота. Максимов одним из перовых был зачислен в отряд Леонова. В декабре 1943 г. Виктор Максимов с несколькими разведчиками был высажен на безлюдном вражеском берегу, вблизи норвежского города Бос-фьорд. Нужно было захватить в плен нескольких гитлеровцев. Операция прошла удачно. С пленными немцами леоновцы незамеченными сели ночыо на торпедные катера и ушли в море. Разведчики лежали на палубе, прижавшись к борту. На скорости, равной курьерскому

поезду, катер сделал сильный поворот. Резкий крен, — и совершенно неожиданно Максимов упал в ледяную воду. Лишь сноровка опытного пловца помогла ему в тяжелом зимнем снаряжении выбраться на поверхность воды. Катер был уже далеко. -Максимову грозила смерть от окоченения в ледяной воде Баренцова моря. Усилием воли он заставил себя поплыть вперед. Прошло 10—15 минут. Максимов уже не надеялся на спасение. Мышцы отказывались работать. В этот момент он услышал знакомый шум мотора. На торпедном катере обнаружили его отсутствие. Катер вернулся, осветил поверхность моря прожектором и нашел пловца. Виктор Максимов пропел в ледяной воде 20 минут.

ЗНАЧЕНИЕ ПЛАВАНИЯ КАК СРЕДСТВА, СОХРАНЯЮЩЕГО ЖИЗНЬ ВОИНА ПРИ АВАРИИ КОРАБЛЕЙ

Уменье хорошо нырять и плавать, а главное — сохранять спокойствие и самообладание б сложной обстановке на море, при авариях или боевых повреждениях кораблей, является решающим фактором сохранения жизни воина.

Спасение из затонувшего корабля

В дни боевых операций на Балтике катер-тральщик подорвался на магнитной мине. Во время подрыва в носовом кубрике корабля находилось три матроса. Двое из них успели вынырнуть в момент погружения, а третий — матрос Львов — остался в кубрике, который при погружении корабля под воду из-за наличия воздушной подушки не сразу заполнился водой. Львов попытался открыть световой люк и через него выбраться. Когда люк был открыт, вода хлынула в кубрик и стала быстро заливать его. Капковый бушлат мешал Львову пролезть через люк. Будучи хорошим пловцом и ныряльщиком, Львов не растерялся: набрал в легкие полный запас воздуха, опустился в уже заполненный водой кубрик, снял под водой бушлат, после этого пролез через люк и вынырнул на поверхность воды.

Опытный пловец Дмитрий Кулаков, много лет занимав-1иийся плаванием в ленинградском зимнем бассейне ВЦСПС, на небольшом санитарном судне Черноморского флота вместе с другими ранеными направлялся в госпиталь в тыл. Судно подверглось воздушной бомбардировке. Многих раненых, находившихся ,на верхней палубе, взрывной волной сбросило в воду. Маневрируя и спасаясь от попаданий бомб, личный состав судна не мог сразу заняться спасением раненых, упавших в воду. Между тем, несколько

человек, и Кулаков в том числе, оказались в воде без спасательных средств. Не имея возможности лично поддерживать всех попавших в воду, Кулаков избрал для спасения другой способ. Он поочередно подплывал к каждому и помогал снимать брюки. Находясь в воде, Кулаков завязывал концы обеих штанин, делая из них мешки, которые затем быстрым движением сверху вниз заполнял воздухом. Образовавшиеся таким образом «воздушные пузыри» Кулаков передавал в руки слабо плавающих.

Так каждому из оказавшихся в воде было облегчено плавание в море до тех пор, пока личный состав судна не смог заняться спасением раненых.

Самообладаиие — необходимое условие успеха

Как известно, выход с больших глубин (20—25 м и глубже), где имеется большое давление воды, должен производиться постепенно. Быстрый переход от высокого давления к нормальному приводит организм к так называемой кессонной болезни, которая влечет за собой тяжелые последствия и часто кончается смертью. Избежать этих последствий можно только постепенным выходом из воды или умелым пользованием специальным легководолазным прибором.

Опыт Великой Отечественной войны показал, какое огромное значение для спасения жизни имеет умелое пользование таким прибором в сочетании с хорошей подготовкой по плаванию и нырянию.

Однако индивидуально-спасательным прибором не всегда удается пользоваться. Может этого прибора не оказаться под руками, может в нем нехватить кислорода, может случиться, что трудные условия выхода на поверхность (например через торпедный аппарат) заставят спасающегося уже в момент нахождения под водой сбросить аппарат и выходить, надеясь только на свои собственные силы. Если при этом глубина небольшая и спасающийся достаточно тренирован в нырянии, все обходится благополучно.

Велико значение и такого фактора как сознание, что «я хороший пловец, хороший ныряльщик, достаточно- вынослив и тренирован», это придает уверенность в своих силах, позволяет действовать без паники, продуманно, организованно. Наоборот, физическая неподготовленность, боязнь воды, слабое уменье плавать или нырять прежде всего отражаются на моральном состоянии человека, попадающего в беду на море. Такая неустойчивость приводит к потере уверенности в своих силах, к растерянности, вно-

сит неорганизованность в действия, результатом чего большей частью является трагический конец.

Выводы

В годы Великой Отечественной войны- пловцам-спортсменам, находящимся в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота, приходилось выполнять вплавь разнообразные боевые задания в самых сложных условиях:- в холодной воде, против течения, в открытом море при сильной волне, в- ночное время суток, плавая в одежде и транспортируя за собой грузы, иногда на виду у противника и т. д., и они с честью-выходили из любого положения.

Каждый воин, чтобы чувствовать себя в воде так же уверенно, как и на суше, должен заниматься физической подготовкой и регулярно тренироваться з спортивных командах, по плаванию.