Организация учебно спортивной работы по плаванию в воинской части

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Организация учебно спортивной работы по плаванию в воинской части

Занятия по плаванию воинской части проводятся в часы учебно-плановой физической подготовки и во внеучебное время, в часы массовой спортивной работы.

Организация и содержание учебно-плановых занятий по плаванию изложены в официальных программах. Поэтому в данной главе будут разобраны те организационные вопросы, которые преимущественно касаются спортивной работы по плаванию в условиях подразделения, части, корабля и военно-учебного заведения.

С чего начинать учебно-спортивную работу? Прежде всего с уяснения задач этой работы.

Задачи

Учебно-спортпвная работа по плаванию содействует укреплению здоровья военнослужащих, повышению закалки к пребыванию в низких температурных условиях, совершенствованию физической выносливости, развитию навыков прикладного плавания, необходимых воину при форсировании водных преград.

Кроме того, учебно-спортивная работа по плаванию должна быть направлена на разрешение еще следующих специальных задач:

— подготовка каждого воина к сдаче норм по плаванию, входящих в первую ступень комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО);

— отбор из числа сдающих нормы ГТО наиболее успевающих в плавании воинов для изучения с ними и совершенствования техники спортивных способов плавания;

— подготовка совершенствующихся в плавании воинов к сдаче испытаний II ступени ГТО и к освоению разрядных норм всесоюзной спортивной классификации;

— подготовка спортсменов-пловцов к установлению новых спортивных достижений по плаванию и к участию в спортивных соревнованиях;

— пропаганда плавательного спорта.

Подготовка воинов к сдаче норм I и II ступеней ГТО, к освоению спортивных разрядов, к участию в состязаниях и установлению рекордов осуществляется в процессе регулярно проводимых учебно-тренировочных занятий.

Но спортивная тренировка воинской части не должна ограничиваться узко спортивными вопросами. Спорт должен развивать и совершенствовать такие качества и навыки, чтобы каждый воин уверенно и быстро мог выполнять боевые задания на воде. Для этого на основании изучения опыта Великой Отечественной войны можно рекомендовать каждому солдату, сержанту и офицеру Советской Армии:

— овладеть техникой плавания брассом, кролем или на боку;

— иметь достаточную выносливость для преодоления водных преград с течением шириной до 200 м или без течения 800—1000 м;

— уметь во время переправы правильно распределить и сохранить силы для ведения боя сейчас же после выхода на берег;

— выработать выносливость для плавания в холодной воде;

— изучить приемы транспортировки уставшего и спасания утопающего;

— овладеть навыками, необходимыми для сохранения собственной жизни и сохранения личного оружия при аварии переправочных средств (повреждение плота, поломка моста, затопление шлюпки, гибель судна);

— уметь раздеться в воде и использовать свою одежду в качестве подсобных спасательных средств;

— знать правила подгонки личного снаряжения, если необходимо форсировать водные преграды, и уметь плавать в обмундировании с оружием и с подсобными средствами;

— уметь транспортировать вплавь небольшие плотики с нагруженными на них боезапасами и оружием;

— иметь опыт форсирования водных преград в ночное время;

— уметь прыгать в воду с высоты 3—5 м

— уметь нырять на глубину 3—4 м и доставать со дна предметы весом до 10 кг.

Каждому военному моряку, помимо перечисленных выше требований, еще рекомендуется:

— изучить технику основных приемов плавания по большой волне и технику выхода на берег при сильном накате;

— обладать выносливостью, необходимой для проплыва-ния в море 3 км\

— нырять на глубину до 5—6 м и находиться под водой до 1 минуты, нырять под слоем горящей нефти на. расстояние 15—20 м;

— прыгать в воду с высоты 5—8 м;

— уметь быстро выйти из воды на борт корабля.

Все перечисленные требования воин выполнит тем успешнее, чем выше будет его спортивная подготовка по плаванию. Опыт свидетельствует, что любой спортсмен, имеющий значок ГТО II ступени и освоивший норму III разряда всесоюзной классификации, может в 2—3 урока на воде освоить все приемы военно-прикладного плавания в специфических условиях.

Вот почему главными задачами в подготовке военнослужащих по плаванию следует считать: освоение техники одного из трех спортивных способов плавания и приобретение способности проплывать избранным спортивным способом 800—1000 м.

Иметь как можно больше воинов, способных легко проплывать до 1000 м кролем, брассом или на боку,-—к этому должен стремиться каждый командир подразделения, организуя у себя учебно-спортивную работу по плаванию.

Как же нужно организовать в подразделении и части спортивную работу, чтобы лучше всего решить перечисленные задачи?

Принципы организации спортивных команд пловцов

Начинать эту организацию следует в подразделениях с создания спортивных команд по плаванию.

С этой целью в первые же дни после выхода в лагерь на одном из комсомольских собраний или на специальном собрании всего личного состава хорошо провести с солдатами и сержантами беседу о значении плавания для воинов. После этого в подразделении организуются спортивные команды пловцов.

Какой принцип должен быть положен в основу комплектования спортивных команд? Опыт передовых подразделений показал, что подготовка солдат к сдаче норм ГТО I ступени и первоначальное обучение плаванию успешно осуще-

ствляютея на учебно-плановых занятиях по физической подготовке. Поэтому к учебно-тренировочным занятиям в спортивных командах привлекаются солдаты, успешно усваивающие технику спортивного плавания.

Все солдаты и сержанты, только начавшие заниматься плаванием и еще не подготовленные к сдаче обязательной нормы ГТО II ступени, т. е. не способные проплыть 400 м, зачисляются в подразделениях в команды новичков. В эти же команды привлекаются также солдаты и сержанты, плавающие по-своему, но не владеющие еще в достаточной степени техникой одного из спортивных способов плавания, даже если они и сдали нормы ГТО.

Таким образом, основная масса занимающихся плаванием объединяется в подразделениях в команды новичков. Каждая команда может создаваться при небольших подразделениях, скажем, в масштабе роты. Команд новичков в части будет больше всего.

Каждый солдат или сержант, способный проплыть кролем, брассом или на боку не менее 400 м, зачисляется в сборную команду подразделения. Этих команд будет уже меньше, и поэтому они могут создаваться при более крупных подразделениях, скажем, в масштабе батальона. Если же в подразделениях будет много хорошо подготовленных пловцов, то сборные команды можно создавать и в более мелких подразделениях. Сборным командам подразделений ставятся новые задачи: на основе дальнейшего совершенствования техники спортивных способов плавания и повышения общей спортивной тренированности они будут подготовлять пловцов к освоению одного из существующих спортивных разрядов.

Согласно Единой всесоюзной спортивной классификации по различным способам и дистанциям плавания имеются пять нормативных показателей: для юношеского разряда, для III, II, I разрядов и для мастера спортаг. Например, чтобы получить один из спортивных разрядов на 100 м вольным стилем, нужно для юношеского разряда показать время 1 : 47, для третьего разряда — 1 : 30, для второго — 1:15, для первого 1 : 05 и для мастера спорта — 59 секунд.

Юношеский разряд присваивается только молодым спортсменам в возрасте до 18 лет, а в Советской Армии и Военно-Морском Флоте к освоению этого разряда могут готовиться только воспитанники суворовских и нахимовских училищ.

Поэтому солдаты, сержанты и офицеры после сдачи ими испытаний по плаванию II ступени ГТО должны освоить одну из норм III разряда, т. е. получить своего рода аттестат спортивной зрелости. Эта задача и решается в «сборной спортивной команде подразделения». При такой организации подразделения будут своего рода первичными школами спортивного плавания. В первой команде осуществляется начальное изучение существующих спортивных способов плавания и подготовка к сдаче всех норм I и II ступеней ГТО. В сборной команде подразделения изучение продолжается и начинается спортивная тренировка с основной задачей завершить сдачу плавательных норм ГТО II ступени и освоить нормы III разряда (см. приложения 5 и 6).

Лучшие пловцы подразделений, освоившие нормы III разряда или почти освоившие их, объединяются в сборную спортивную команду части (корабля, вуза), создаваемую при солдатском клубе. Эта команда может состоять из 15-^20 лучших спортсменов части. В ней спортсмены готовятся к освоению следующих разрядов, к установлению новых спортивных рекордов по плаванию и к участию в лично-командных соревнованиях на первенство соединения.

В сборной команде части тренируются и все инструкторы плавания, занимающиеся с молодыми пловцами в командах подразделений.

В некоторых случаях (наличие спортивной базы, расположение частей недалеко одна от другой и т. п.) при домах офицеров и спортивных клубах могут создаваться из числа лучших пловцов сборные команды соединений, гарнизонов, армий, округов, флотов и флотилий, особенно на период подготовки к наиболее ответственным спортивным соревнованиям лично-командного или командного характера.

Все спортивные команды подразделений создаются в начале лета на весь лагерный период обучения. В середине лета перекомплектовывать составы команд не следует, даже когда тренировка проходит успешно, в соответствии с поставленными задачами. Даже если в команде новичков большинство солдат сдали к середине лета норму ГТО II ступени, эта команда продолжает занятия, решая задачи сборной команды. Лишь в отдельных случаях наиболее способных пловцов можно переводить в сборные команды, так как там более опытные инструкторы плавания.

При правильной постановке учебно-тренировочной работы пловец занимается в командах новичков не больше одного летнего сезона, только в областях Союза ССР с коротким летом — один-два сезона. Обычно в новом летнем сезоне он начинает тренироваться в сборной команде либо переключается на занятия другим избранным видом спорта. При такой организации массовой спортивной работы по плаванию с каждым новым летним сезоном численность сборных команд подразделений и части увеличивается. Тогда пловцов можно подразделять на отделения по принципу основного способа плавания (отделение плавающих кролем, отделение плавающих брассом и баттерфляем, плавающих на боку, плавающих на спине) или по принципу разрядности (отделение перворазрядников, отделение второразрядников, отделение третьеразрядников). В сборных командах части можно еще выделять отдельные команды прыгунов в воду и игроков в водное поло.

Не обязательно переводить в сборную команду пловца, получившего спортивный разряд. Если в подразделении хорошие условия для тренировочных занятий и опытные инструкторы, то пловцы-разрядники могут заниматься в своих подразделениях и привлекаться в сборные команды части лишь на время учебно-тренировочных сборов, перед лично-командными соревнованиями на первенство соединения или гарнизона.

Таким образом, в каждой части могут создаваться три типа спортивных команд по плаванию: спортивная команда новичков -— по подготовке к сдаче плавательных норм I и II ступеней ГТО, сборная команда подразделения — по подготовке к освоению норм третьего разряда и сборная команда части.

В тех случаях, когда задачи первой команды успешно решаются на учебно-плановых занятиях по физической подготовке, в частях создаются только сборные команды подразделений и части.

Подбор руководителей спортивной команды

Важным условием высокого качества учебно-тренировочных занятий во всех перечисленных спортивных командах является умелый подбор руководителей.

Для работы в спортивных командах целесообразнее всего привлечь лучших пловцов подразделений и части. Весь состав сборной команды части должен работать в качестве «нештатных инструкторов плавания» в подразделениях. Более опытные пловцы из числа старослужащих привлекаются для руководства сборными спортивными командами подразделения, менее опытные —к руководству спортивными командами новичков.

Перед началом спортивного сезона с руководителями 'спортивных команд рекомендуется провести краткосрочную инструкторско-методическую подготовку. Каждый инструктор плавания должен заботиться о выдвижении и подготовке инструкторов из числа своих учеников. С этой целью он должен постоянно использовать на занятиях наиболее успевающих пловцов как своих помощников и повседневно прививать им навыки инструкторско-методичеекой работы.

Передовой опыт организации в войсках спортивной работы подсказывает еще и другой путь в решении вопроса о подготовке нештатных инструкторских кадров. Во многих частях и соединениях часто проводятся сборы лучших спортсменов. Раньше эти сборы ограничивались решением узко спортивных задач: они создавались перед ответственными спортивными состязаниями, и тогда с участниками их проводилась усиленная тренировка. В последние годы такие сборы стали успешно сочетать в себе решение двух основных задач: улучшение спортивных показателей и повышение инструкторско-методичеекой и судейской подготовки.

На этих сборах решение спортивных задач нужно также сочетать с более углубленной военно-прикладной подготовкой лучших спортсменов-пловцов. Тогда в каждом подразделении было бы несколько разносторонне подготовленных пловцов.

Лучшие пловцы части, подготавливаемые для руководства спортивными командами, должны обладать более разносторонней подготовкой по плаванию:

— владеть техникой всех способов плавания (кроль на груди и на спине, брасс на груди и на спине, на боку, баттерфляй) ;

— иметь в одном из способов результат не ниже нормы третьего спортивного- разряда;

— уметь нырять на -глубину до 6—8 м (по шесту и без него) и доставать со дна груз до 20 кг

— уметь плавать с этим грузом до 100 м\

— уметь скрытно продвигаться под водой на дистанции 100 м, ныряя через определенные короткие промежутки времени, и нырять на дальность на дистанцию 25—30 м;

— проплывать расстояние до 5 км;

— уметь плавать в штормовую погоду и выходить на берег при сильном накате;

— уметь переплывать реку (с течением) в обоих направлениях, в обмундировании с оружием;

— уметь плавать, транспортируя плотик с грузом;

— уметь быстро раздеваться в воде и использовать свою одежду в качестве спасательных средств;

— владеть техникой плавания одними ногами, в вертикальном и горизонтальном положениях;

— уметь прыгать в воду в одежде и с оружием с высоты 5—8 м;

— быть закаленным к плаванию в холодной воде при 10—12°;

— уметь стрелять из личного оружия при плавании и вести в воде борьбу с противником;

— уметь организовать переправу вплавь подразделения;

— уметь быстро выйти из воды на борт корабля или отвесную скалу при помощи конца веревки;

— уметь ориентироваться по звездам и луне при плавании ночью;

— владеть техникой оказания первой помощи раненому и транспортировки его по воде на дистанции 150—200 м.

Цифровые показатели спортивного роста

Накопленный в войсках опыт организации массовой спортивной работы в подразделениях и спортивных командах необходимо выразить в специальных цифровых показателях уровня подготовленности по плаванию.

Показателями спортивной подготовленности по плаванию подразделения надо считать: процент (по отношению к общему числу личного состава) сдавших нормы по плаванию I и

II ступеней ГТО; количество пловцов, освоивших нормы

III спортивного разряда; уровень рекода и средний результат всего личного состава подразделения на дистанцию 100 м вольным стилем.

Необходимо повседневно бороться за улучшение всех этих цифровых показателей. Об отличной спортивной подготовке подразделения по плаванию можно говорить тогда, когда весь личный состав сдаст нормы I ступени ГТО, не менее 30% освоят нормы II ступени ГТО, на каждые 10 человек личного состава будет не меньше одного пловиа III разряда, а средний результат личного состава на 100 м будет лучше 2 минут.

Оценка командиром качества работы каждого руководителя спортивной команды будет исходить из средних показателей. Для определения средних показателей командир на первом же контрольном испытании проверяет скорость всех пловцов на 100 м вольным стилем. Полученные результаты складываются, и сумма делится на число участников, прошедших контрольные испытания. Выведенный при делении результат и будет средним показателем. Каждый руководитель спортивной команды должен постоянно бороться за снижение этого среднего показателя.

Пользуясь этими показателями, спортивный комитет части, партийные и комсомольские организации могут организовывать между подразделениями и руководителями спортивных команд конкурсы на лучшую постановку спортивной работы по плаванию.

Для того чтобы руководитель спортивной команды мог более целенаправленно строить тренировку, рекомендуется определять для каждого пловца индивидуальные контрольные показатели спортивного роста.

Например, рядовой Петров на первом контрольном испытании проплывает 100 м за 2:15. Руководитель спортивной тренировки совместно с пловцом определяет контрольные сроки для прохождения той же дистанции, предположим, за 2 минуты и назначает время контрольного результата, предположим, конец спортивного сезона.

Места для занятий спортивным плаванием

Учебно-тренировочные занятия могут  проводиться на любом прибрежном уча-

стке, где санитарная служба разрешает купанье. Безусловно, лучше всего для этого оборудовать специальную водную

станцию или плавательный бассейн. Такая водная станция обычно имеет неглубокое место для занятий с не умеющими плавать и тренировочные «водные дорожки» для занятий умеющих плавать.

Для слабо плавающих выбирается прибрежный участок глубиной до 1,5 ж, с чистым покатым дном, площадью (по-поверхности воды) 300—400 л/2. Этот участок ограждается натянутыми веревками (или хорошо укрепленными над поверхностью воды рейками, за которые начинающие пловцы могут придерживаться руками во время изучения техники движений одними ногами). При наличии только глубокого места хорошо иметь для занятий ящик размерами 6 м с покатым дном, так чтобы при опускании его- в воду глубина была от 1 до 11/2 м.

Если занятия проводятся на корабле, который стоит вдали от берега, можно опускать с выстрела или с бакштова

брезент или парус на глубину до 11/2. Брезент двумя концами крепится на корабле, а двумя—за форштевни стоящих вблизи на древках двух шлюпок. Место для занятий ограничивается на воде красными буйками. В корабельных условиях на площади воды 30 X 30 м устанавливаются спасательные круги, привязанные к томбуям, с флагом, установленным на древках по углам водной площади. Кроме того, места для занятий со слабо обученными плаванию обеспечиваются дополнительными спасательными средствами (шлюпками с полным комплектом спасательных нагрудников, со спасательными кругами, концами Александрова или бросательными концами), опытными дежурными пловцами-ныряльщиками, снабженными легководолазными приборами.

В часы массового обучения плаванию должен также назначаться на дежурство представитель медицинской службы с санитарной сумкой. В корабельных условиях обучение происходит на солнечной стороне с одного борта. За несколько часов до занятий прокачиваются и очищаются гальюны. Перед началом и после занятий руководитель производит расчет занимающихся.

Для хорошо плавающих оборудуются тренировочные дорожки, длина которых должна быть 25 или 50 м, а ширина 2,25—2,50 м. Для этого от берега вглубь сооружается и устанавливается на сваях или бочках два плота шириной 24 м и длиной 15—20 м. Плоты устанавливаются один от другого на расстоянии 25 или 50 м. Между плогами натягиваются из жердей (диаметром не более 8 см) или веревок с деревянными поплавками 5—6 дорожек, расстояние между которыми должно быть 2,25—2,50 м.

На одном более широком и устойчивом плоту сооружаются стартовые тумбочки, устанавливаемые посередине каждой водной дорожки. Высота мостика такой тумбочки или ее переднего края над поверхностью воды — от 0,3 до 1 м. Ширина тумбочки 0,5 м. Поверхность тумбочки делается покатой, с уклоном к воде 15°, и покрывается резиновым ковриком. Основание тумбочки представляет квадрат со стороной 0,5 м.

Каждая тумбочка имеет свой порядковый номер, который наносится на переднюю и боковые стороны.

От каждого плота на глубину воды не менее чем 1 м во всю ширину водных дорожек делаются из гладко выструганных и плотно сколоченных досок поворотные щиты. Над поверхностью воды эти щиты выступают на 0,3 м.

Глубина дна на месте тренировочных дорожек не должна быть меньше 1 м. На каждой дорожке может одновременно плавать 5—б человек. Таким образом, при наличии 5 дорожек на водной станции может заниматься группа в 25— 30 пловцов!.

Как дополнительное оборудование на водной станции нужно иметь тренировочные доски (для плавания одними ногами) длиной до 1 м и шириной 40—50 см. Передний край такой доски делается в виде полукруга. Вместо досок можно пользоваться различными другими поддерживающими средствами: надувными резиновыми камерами, пробковыми поясами, бревнами и т. п.

Для изучения движений рук и ног на суше на берегу хорошо соорудить несколько скамеек длиной 1 м и шириной 25—30 см.

Следует заметить, что при отсутствии оборудованной водной станции или плавательного бассейна учебно-тренировочные занятия можно проводить в «открытой воде», вдоль берега или поперек неширокой (25—50 м) реки с незначительным течением.

Продолжительность занятий и сроки подготовки пловца

От других видов спорта плавание отли-чается тем, что человек находится в не обычной для него среде - в воде. Поэтому если вообще для успехов в спорте

важна регулярность занятий, то для плавания она совершенно необходима. Если занятия в воде происходят нерегулярно, от случая к случаю, то молодые пловцы на каждом новом уроке будут успевать только повторять пройденное, новых же задач решать не представится возможным. Чтобы руководитель и занимающиеся могли наблюдать прогресс в разрешении поставленных задач, нужно заниматься минимум три раза, а желательно пять-шесть раз в неделю.

В Советской Армии и на Военно-Морском Флоте программы физической подготовки на летний период обучения имеют не малое число часов для обязательных учебно-плановых занятий по плаванию, кроме того, плавание включается в утреннюю зарядку. На этих обязательных занятиях каждый военнослужащий имеет возможность в какой-то степени поддерживать так называемое чувство воды, поэтому занятия спортивным плаванием во внеучебное время .можно при необходимости сократить и до двух раз в неделю. ,

Продолжительность каждого занятия в зависимости от местных условий (распорядок дня, температура воды, уровень физической подготовленности занимающихся, дальность расположения части от реки и т. д.) может быть от 50 до 90 минут, из которых часть падает на выполнение упражнений на суше, а часть —• на упражнения в воде. Начинающие пловцы (спортивные команды новичков) могут заниматься 50—60 минут, причем в начале спортивного сезона упражнения в воде продолжаются 15—20 минут, а позднее это время увеличивается до 30—40 минут. В спортивных командах, объединяющих более подготовленных пловцов (сдавших нормы II ступени ГТО), занятия на воде продолжаются в начале сезона 20—25 минут, а затем могут быть увеличены до 60 минут.

' Спортивный прогресс пловца во многом зависит еще и от продолжительности летнего- плавательного сезона. Опыт показывает, что в некоторых частях и на кораблях регулярные занятия по плаванию начинаются слишком поздно (в разгаре лета), а заканчиваются преждевременно, т. е. искусственно сокращается летний спортивный сезон. Занятия по плаванию можно начинать при температуре воды 16° Ц, при условии более теплого воздуха. На юге (Закавказский, Туркестанский и другие военные округа, Черноморский флот, Каспийская флотилия) уже к середине апреля температура воды достигает указанной нормы.

В средней полосе СССР вода нагревается до нужной температуры на 3—4 недели позднее, а на севере — в конце июня или начале июля.

Прекращать занятия по плаванию нужно после того, как температура воды снизится до 14—15° Цельсия. На юге температура воды до 14—15° Ц снижается в октябре — ноябре, в других местах раньше. Отсюда можно сделать вывод, что летний плавательный сезон продолжается на юге до б месяцев, в средней полосе — до 4 месяцев, на севере 2—2% месяца. Значит, начиная и кончая занятия в прохладной воде, можно значительно расширить спортивный сезон пловца.

Воду, имеющую температуру от 14 до 16° Ц, принято считать для плавания холодной, от 16 до 19°—прохладной, от 19 до 22° — нормальной, от 22° и выше — теплой.

Плавание в холодной и прохладной воде здоровым и закаленным людям, какими являются наши воины, при условии регулярного повторения и некоторого сокращения

продолжительности занятий приносит огромную пользу. Такое плавание укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость организма в борьбе с простудными и другими заболеваниями, приучает не бояться холода, что в боевой обстановке является важным качеством каждого воина.

Вот почему раннее начало и поздний конец являются важнейшими условиями правильной организации занятий по плаванию.

В условиях воинской части нельзя требовать ежедневного проведения занятий по плаванию. Но если принять за среднюю норму повторности 2—3 занятия в неделю, то и это позволит провести за лето на юге 50—60 занятий, а на севере 20—25 занятий.

Для того чтобы подготовить солдата, плохо умеющего плавать, к сдаче обязательных испытаний по плаванию

I ступени ГТО, достаточно в среднем 15—18 занятий, для

II ступени ГТО нужно 20—25 занятий, для освоения III спортивного разряда не менее 50—60 занятий.

Таким образом, даже на севере, с ограниченным плавательным сезоном, можно без особого труда за одно лето подготовить плохо умеющего плавать воина к сдаче обязательных норм I и II ступеней ГТО, а за два сезона — к сдаче норм III спортивного разряда. В условиях же юга все три задачи могут решаться за один летний сезон.

Это средние тренировочные сроки. Отклонения от них могут быть в ту и другую сторону. Опытный преподаватель может подготовить человека, вовсе не умеющего плавать, к сдаче испытаний I ступени ГТО за 6—8 занятий. Вместе с этим иногда можно встретить таких людей, которые и после 25—30 занятий оказываются неспособными сдать эти испытания.

Планирование занятий

Исходя из указанных выше сроков, планов боевой подготовки и спортивных мероприятий части, каждый руководитель

спортивной команды должен умело спланировать процесс учебно-тренировочных занятий на весь летний сезон. Документами планирования этих занятий в спортивных командах являются: программа, расписание занятий и поурочные рабочие планы.

Программа является основным документом учебно-тренировочных занятий. В ней, исходя из местных условий и уровня подготовленности занимающихся, определяются:

— общие задачи по обучению и тренировке, например:

1) разучить технику плавания кролем, на боку или брассом;

2) подготовить занимающихся к сдаче обязательных норм ГТО I ступени; 3) разучить технику стартового прыжка в воду и т. д.;

— расчет часов, выделяемых на отдельные разделы программы (на разучивание техники плавания, стартового прыжка, прыжков в воду и т. д.) или на периоды учебно-тренировочных занятий, изложенные в главе о тренировке пловца;

— объемный программный материал по каждому планируемому разделу программы (примерный перечень разделов программы см. на таблице к стр. 145), соответствующий отведенному на занятия в данной спортивной команде количеству часов; в программном материале перечисляются основные теоретические вопросы и дается общая характеристика подлежащих изучению упражнений (например, «Упражнения для разучивания раздельной техники движений ног и рук на суше и в воде, в статическом положении и в движении» и др.);

— общие методические указания по организации и проведению занятий;

— для умеющих плавать определяются индивидуальные контрольные показатели спортивного роста, сроки контрольных испытаний и спортивных состязаний.

Расписание занятий в спортивных командах лучше составлять по подразделениям, тогда можно более продуманно распределить занятия на водной станции. Расписание обычно составляется на месяц и делается так, чтобы занятия в каждой команде равномерно распределялись в течение недели и проводились через два-три дня, не реже. При составлении расписания следует учитывать план боевой подготовки и не планировать занятий по плаванию в дни 'гактичс-ских учений, после продолжительных выходов в поле и других мероприятий, вызывающих у солдат большое утомление.

В сводном расписании подразделения приводится перечень спортивных команд, фамилии нештатных инструкторов спорта, дни недели, время начала и конца и место проведения каждого занятия.

При составлении расписания занятий спортивных команд необходимо планировать некоторое время на личные тренировочные занятия нештатных инструкторов плавания. Так как каждая часть имеет обычно несколько десятков инструк-

торов и их помощников, проводящих занятия в спортивных командах новичков и сборных командах подразделений, обычно тренирующихся в сборной команде части, то занятия сборной команды части должны планироваться не в те дни и часы, когда занимаются команды подразделений. Скажем, для занятий команд подразделений выделять спортивный час по средам и пятницам, а для сборных команд части — по вторникам и четвергам. В выходние дни сборные команды части могут заниматься утром, а команды подразделений в полдень или вечером.

Поурочный план составляется руководителем на каждое занятие, исходя из местных условий, качества усвоения занимающимися учебного материала и конкретной обстановки в день занятий: температура воды и воздуха, численность группы и т. д. (примерные поурочные планы см. на стр. 111—120).

В поурочном плане указывается порядковый номер занятия, определяются тема и основные задачи занятия, численный состав занимающихся, место, день и продолжительность занятий, перечисляются средства (упражнения) для каждой части занятия с указанием дозировки каждого упражнения (число повторений или продолжительность, скорость выполнения и т. д.), даются краткие общие методические указания.

В пятой и шестой главах приводятся рекомендуемые упражнения для построения занятий по плаванию и даются необходимые методические указания по построению и проведению этих занятий.

С первых же занятий и далее, на протяжении всех периодов обучения и тренировки, у пловца необходимо вырабатывать ясное представление о технике изучаемого способа плавания.

Привить занимающимся представление о том, как нужно правильно плавать,— в этом один из ведущих принципов советской методики спортивного плавания. Умелое претворение в жизнь этого принципа повышает сознательность, заинтересованность и целеустремленность занимающихся в решении стоящих перед ними задач.

Этот методический принцип реализуется путем:

— показа правильной техники плавания лучшими спортсменами;

— попутных разъяснений руководителем занятия особенностей показываемой техники;

— демонстрации учебных кинофильмов;

— внимательного разбора занимающимися отдельных движений и всего изучаемого способа плавания по книге и рисункам;

— анализа движений рук, ног и дыхания на суше.

С этого необходимо начинать обучение и тренировку пловца.