Оздоровительный  Бег
     Информация для начинающих занятия бегом


Физкультура помогает мыслить
Польза физкультуры
Физиологические особенности детей, юношей и подростков
Красота подлинная и мнимая
Правильная осанка
Польза ГТО
Польза зарядки
Комплексы упражнений для зарядки
Основы закаливания
Плавание
Лыжи
Походы
Прыжки в длину и высоту
Изготовление спортивных снарядов
Здоровые советы
Пагубные пристрастия

О физической красоте подлинной и мнимой

Единственная красота, которую я знаю,— здоровье.

Г. ГЕЙНЕ

Быть красивыми — естественное желание не только девушек, но и юношей. И это хорошо: ведь истинная красота облагораживает человека, делает его более интересным для окружающих. К сожалению, некоторые девушки ошибочно считают, что броской одежды и косметических средств вполне достаточно, чтобы выглядеть красивыми.

«Грек обожал в женщине красоту как только красоту, придавая ей в вечные спутницы грацию. Основа такого воззрения на женщину истинна и в наше время, и надо иметь дубовую натуру и заскорузлое чувство, чтобы смотреть на красоту, не пленяясь и не трогаясь ею, но одной внешней красоты в женщине мало для романтизма нашего времени».

Эти слова В. Г. Белинского, сказанные им более ста лет назад, очень современны. Да, для «романтизма нашего времени» одной лишь внешней красоты для девушки мало — ей нужно еще и крепкое здоровье, чтобы она могла полноценно трудиться, любить и быть любимой, а став матерью, иметь силы, чтобы вырастить детей. Не случайно еще Платон говорил, что первое благо для человека — это здоровье, а второе — его красота.

Советских девушек и женщин всегда выгодно отличали не только внешняя, но и внутренняя красота, их богатый духовный мир, ум, задушевность, высокие гражданские чувства. А последние исследования ученых свидетельствуют и о хорошем их физическом развитии: оказывается, современная девушка стала ростом выше древнегреческой богини красоты, стройнее, чем она, и талия у нее тоньше. Так показали результаты массовых антропометрических измерений. В этом убеждаешься, когда видишь стройных, красивых, сильных, обаятельных юных спортсменок.

Согласитесь, если у девушки голова втянута в плечи, живот выпячен, спина сутулая, цвет лица нездоровый, ей не помогут ни знакомый парикмахер, ни искусный портной, ни самые модные туфли и украшения, ни дефицитная зарубежная косметика. А вот специальные физические упражнения, если ими заниматься регулярно, могут помочь стать красивой, укрепить здоровье. И комплексы таких упражнений мы обещаем вам ниже привести.

С сожалением приходится отметить, что некоторые молодые люди, в том числе и старшеклассники, имеют превратные представления о мужской красоте. Подражая уродливой западной моде, они начинают отпускать непомерно длинные волосы, нередко забывая при этом об элементарном гигиеническом уходе за ними, носят нарочито подчеркнуто неряшливую одежду и т. д. А ведь хилое, тщедушное тело we замаскируешь даже сверхмодными джинсами! Ведь ковбои тем и отличались, что сильное, хорошо натренированное тело они лишь подчеркивали специфической одеждой. Поэтому некоторые наши «горе-ковбои» могут вызывать лишь снисходительную усмешку, в том числе и девушек...

Нельзя умолчать и о другой тенденции среди некоторых юношей— это увлечение так называемым культуризмом. И в данном случае опять-таки в погоне за внешней красотой тела, за рельефностью мускулатуры подростки начинают заниматься упражнениями, которые им не под силу. Попытаемся доказать это, рассмотрев данный метод «накачивания силы».


Как известно, мышцы могут работать в двояком режиме: динамическом и изометрическом, или статическом. Для развития мускулатуры обычно пользуются преимущественно динамическими упражнениями, т.,е. такими, при выполнении которых сокращение мышц сочетается с их напряжением. Изометрический режим в отличие от динамического характеризуется развитием напряжения в мышце при неизменяющейся ее длине. Например, если взять гирю или гантель, слегка согнуть руку и оставить снаряд в неподвижном состоянии, то мышцы будут работать в основном в изометрическом режиме, т. е. пребывать в статическом состоянии.

Так вот культуристы взяли на вооружение этот второй метод. Конечно, некоторые разумные упражнения помогают нарастить мышцы, увеличить их силу, если сочетать эти упражнения с динамическими. Однако они не развивают точности, ловкости, быстроты движений, не помогают мгновенной ориентации и приспособляемости к изменяющимся условиям окружающей средьи Кроме того, интенсивное выполнение изометрических упражнений требует от человека больших нервных усилий и значительного мышечного напряжения, затрудняет правильное дыхание.

Увлечение изометрическими упражнениями отрицательно влияет на координационные способности спортсмена, быстроту его движений, возможность мышц длительно выполнять работу. Статические упражнения противопоказаны подросткам, страдающим болезнями сердца и сосудов, легких и ряда других органов. При увлечении этими упражнениями способность мышц к расслаблению ухудшается, теряется их эластичность. И еще: если все время выполнять упражнение с предельным напряжением, то можно потерять ощущение нагрузки, и тогда будет трудно установить величину развиваемых усилий, что может послужить причиной повреждения мышц и связок.

К сожалению, порой молодые люди стремятся во что бы то ни стало за короткий срок «накачать мышцы». Они не думают при этом, сможет ли их еще неокрепший организм обеспечить нормальную работу всей этой огромной горы мускулов (ведь требуется постоянная «подкачка» для сохранения формы).

Вот почему статические упражнения можно рассматривать лишь как дополнение к динамическим, они приносят пользу тогда, когда не превышают одной трети от общего числа упражнений. К дозировке нагрузок рекомендуем подходить осторожно, особенно в подростковом возрасте. Продолжительность занятий изометрическими упражнениями не должна превышать 10 мин, а время максимального напряжения мышц — 3—5 сек. Вес гантелей для занятия должен составлять 5 кг. Прилагаемые усилия нужно увеличивать постепенно, иначе легко получить травму, вплоть до разрыва мышц. При такой рациональной тренировке нарастание мышечной массы, ее силы идет несколько медленнее, но зато имеет стойкий результат.

В нашей стране в противовес западному «культуризму» возрожден атлетизм, основателем которого был петербургский врач В. Ф. Краевский. Его ученики не только отличались красивым телосложением, они были очень сильными, выносливыми и ловкими спортсменами, потому что, кроме упражнений с тяжестями, занимались плаванием, борьбой, бегом и другими видами спорта.

Советской системе физического воспитания чуждо уродливое «накачивание» отдельных мышц, стремление стать «сверхчеловеком», конкурсы атлетов с односторонне развитыми мышцами, сопровождаемые нездоровым ажиотажем, типичным для буржуазных нравов. Наш идеал — гармонично развитый человек, сочетающий в себе духовное богатство и физическое совершенство. Напомнить об этом некоторым юношам мы, авторы, и сочли своим долгом.

Быть сильным — это естественное желание, так как сила является решающим фактором для достижения высоких спортивных результатов во многих видах спорта и имеет важное значение в трудовой деятельности.

При оценке величины усилия в том или ином упражнении обычно применяют термины «абсолютная» и «относительная» сила. Абсолютная сила — это то предельное, максимальное усилие, которое можно развить в динамическом или статическом режиме. Абсолютная сила в динамическом режиме проявляется при поднимании отягощения определенного веса. Примером абсолютной силы в статическом режиме является «выжимание» неподвижно закрепленной штанги. Для сравнения силы у людей разного веса введено понятие «относительная сила», т. е. величина силы, приходящаяся на 1 кг веса человека. Этот показатель целесообразно в основном использовать для того, чтобы объективно сравнить силовое развитие детей различного возраста, пола и физической подготовленности.

Развитию мышечной силы школьников способствуют занятия гимнастикой, легкой атлетикой, играми, лыжами. Так, при занятиях с преимущественным использованием средств гимнастики за 2 года мышечная сила у ребят может увеличиться на 33%, с применением средств легкой атлетики — на 22%, при спортивных играх — на 19%. Следовательно, мышечную силу школьников развивают многие упражнения, но наиболее эффективны специальные силовые упражнения.

Преимущество специальных упражнений заключается в том, что они воздействуют на отдельные, отстающие в своем развитии группы мышц, разнообразят применяемые нагрузки, благодаря чему можно более гибко влиять на различные системы организма и двигательные функции, не подвергая перегрузке нервную систему ребенка.

Необходимо отметить, что для развития силы можно применять как статические, так и динамические (преодолевающие и уступающие) режимы мышечной деятельности.

При статическом режиме нагрузка создается сопротивлением динамометра, посторонним весом (удержание гантели на вытянутых руках и др.)г эластической тягой (удержание растянутого резинового шнура) и др.

При динамическом режиме различают преодолевающую и уступающую форму работы. При этом скорость движения в тренировке максимальной силы относительно равномерная, плавная, а в скоростно-силовой тренировке — быстрая, до «взрывной». Необходимо при этом помнить, что уступающая работа по энергостоимости составляет 50% преодолевающей.

В период преимущественного развития силы у школьников объем силовой нагрузки должен составлять 10—15 мин.

 
 2015 г