Оздоровительный Бег Информация для начинающих занятия бегом |
Физкультура помогает мыслить Польза физкультуры Физиологические особенности детей, юношей и подростков Красота подлинная и мнимая Правильная осанка Польза ГТО Польза зарядки Комплексы упражнений для зарядки Основы закаливания Плавание Лыжи Походы Прыжки в длину и высоту Изготовление спортивных снарядов Здоровые советы Пагубные пристрастия |
Физиологические особенности организма в зависимости от возраста с 7 до 18 летЧеловек — высший продукт земной природы. Но для того, чтобы использовать сокровища природы, чтобы этими сокровищами наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным. И. П. ПАВЛОВ Надеемся, нам удалось убедить вас в том, что тот, кто не дружит с физкультурой, очень многое теряет. Однако без знания анатомо-физиологических особенностей организма в зависимости от возраста невозможно организовать рациональные занятия физкультурой и спортом. Учет закономерностей физического и функционального развития дает возможность управлять процессом вашего физического воспитания. Поэтому познакомьтесь с некоторыми особенностями развития организма в школьные годы. МЕТАМОРФОЗЫ ЖИЗНИ Возрастной период 7—18 лет принято делить на младший школьный возраст, средний (подростковый) и старший (юношеский). Младший школьный возраст (7—11) лет характеризуется нарастанием физических сил одновременно с умственным развитием. Правда, развитие нервной системы далеко еще не завершено. В эти годы активно образуются новые нервные пути и связи, совершенствуется процесс торможения в коре головного мозга, что позволяет действенно контролировать собственное поведение. Школьник становится все более способным оценить предполагаемые действия. Рост в этот период увеличивается мало, но зато значительно прибывает вес тела. К 11 годам длина тела достигает в среднем 140 см, вес — до 34 кг. Прибавка в весе за этот период составляет примерно 2—2,5 кг в год. Позвоночник, несмотря на то что он уже приобрел свою постоянную характерную форму, еще мягок, подвижен по сравнению с позвоночником взрослого, податлив к изменениям, искривлениям под влиянием неправильного положения тела или односторонней нагрузки. Это необходимо учитывать при занятиях физкультурой и спортом. Отклонения от нормы в положении позвоночника чаще всего могут быть в виде боковых искривлений (сколиозов), а также в виде плоской, или седлообразной, или сутуловатой, круглой спины. . От 7 до 11 лет постепенно заканчивается окостенение кисти руки, что придает ей определенную устойчивость, важное качество, необходимое для выполнения ручной работы. Значительно изменяется и таз. Например, тазовая кость, состоящая из трех костей — безымянной, подвздошной и лобковой, начинает срастаться. Окружность груди намного увеличивается. Меняется соотношение окружности груди с ростом. Если в 6—7 лет эти показатели равны, то к 11 годам из-за быстрого вытягивания тела в длину окружность груди становится на 2—4 см меньше половины роста тела. Увеличивается мышечная масса, благодаря чему возрастает сила мышц. Сила рук, например, увеличивается примерно на 2 кг в год. Претерпевает изменения и сердечно-сосудистая система. Так, отношение веса сердца к весу тела приближается в этом возрасте к такому же, как у взрослых. Однако все ткани тела снабжаются кровью почти в 2 раза быстрее, чем у взрослого, так как частота сердечных сокращений больше и кругооборот крови быстрее. Благодаря этому обеспечивается более интенсивный обмен веществ. Пульс у детей в возрасте 8—11 лет колеблется между 90 и 84 в минуту, а высота артериального давления — от 96—108 мм ртутного столба, повышаясь с каждым годом на 3—4 мм. Процесс развития сердца и его сложного нервного аппарата еще не закончен, чем и объясняются нередко наблюдающиеся резкие колебания пульса, нарушение ритма сокращения сердца под влиянием иногда незначительных причин. В то же время отмечается быстрая приспособляемость к физическим нагрузкам. Это объясняется тем, что в данном возрасте артерии имеют сравнительно более широкий просвет при хорошей эластичности кровеносных сосудов. Имеет свои особенности и дыхательная система. Например, отмечается относительная слабость дыхательных мышц. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно большой его частотой — от 20 до 22 раз в минуту. Жизненная емкость легких возрастает с 1300 до 2000 мл. Любопытные метаморфозы претерпевает обмен веществ. Так, чем моложе организм, тем интенсивнее происходят в нем обменные процессы. Одна из причин этого заключается в том, что продолжающийся рост и увеличение веса тела требуют усиленного питания. Происходит большая, нежели у взрослых, отдача тепла в связи с относительно большей поверхностью тела по сравнению с его массой. Поэтому потребность в питании на 1 кг веса повышается. Так, если у взрослых она равна 45—50 большим калориям, то в возрасте 8 лет — 88, в 10 лет — около 70. Вот почему врачи рекомендуют питаться в этом возрасте 4—5 раз в сутки. Совершенствуются и основные естественные движения. Прежний интерес лишь к самому процессу движения сменяется все большей заинтересованностью в результатах действий. Движения становятся точными, координированными. Наряду со всем этим развитие механизмов центральной нервной системы еще недостаточно, в результате чего в младшем школьном возрасте длительная мышечная работа может вызвать перенапряжение организма. Вот почему в 7—11 лет не рекомендуется ребятам заниматься теми видами спорта, которые требуют большой силы и выносливости (штанга, бег на длинные дистанции и т. п.). Подростковый возраст (12—15 лет) является переходным. У девочек в связи с более быстрым темпом формирования организма переходный возраст (или возраст полового созревания) короче и выражен сильнее, чем у мальчиков. Развитие нервной системы в анатомическом отношении у подростков почти уже завершается, но продолжают совершенствоваться ее функции, особенно высших отделов — коры головного мозга. Повышение возбудимости центральной нервной системы зависит в первую очередь от поступающих в кровь гормонов половых желез. Значительно расширяется кругозор, развивается интеллект, способность мыслить отвлеченными понятиями. Заметно возрастают темп и рост тела в длину (до 6 см в год), прибавка в весе (3—5 кг в год). Окружность груди увеличивается примерно на 2 см в год. Возрастает сила в связи с увеличением общего веса тела (масса мышц возрастает с 23 до 33% общего веса), сила правой руки в- 15 лет достигает 34—40 кг. Рост равняется в среднем 140—162 см, окружность груди 64—78 см. Как видите, происходит усиленный рост в длину, преимущественно за счет роста конечностей. В то же время рост тела в ширину отстает: нарастание окружности груди меньше нарастания длины тела. Это и создает впечатление «угловатости» фигуры подростка. Рост мышечных волокон не поспевает за быстрым ростом трубчатых костей конечностей в длину, мышцы вытягиваются лишь из-за своей эластичности. Все это предрасполагает при неправильной рабочей позе и нерациональных занятиях физическими упражнениями к искривлению позвоночника. Нервный аппарат сердца, регулирующий его деятельность, не всегда справляется со своей задачей. Поэтому нередко наблюдаются расстройства ритма сердца, сердцебиения, перебои в его работе. От энергичного роста сердца значительно отстает рост кровеносных сосудов, в результате чего тонус их повышается, а вместе с этим и кровяное давление. А вот жизненная емкость легких вследствие равномерного увеличения легких и объема грудной клетки возрастает в течение переходного периода с 1900 до 3000 мл. Обмен веществ все еще остается более интенсивным. Потребность в питании (на 1 кг веса) по-прежнему больше, чем у взрослых. В связи с усиленным ростом увеличивается потребность в белковой пище (мясо, рыба, молочные и другие продукты). Почти полностью сформировавшись с точки зрения полового развития, подросток не достигает полной всесторонней физической и психической зрелости. Перестройка организма с рядом возникающих отсюда противоречий в характере отражается на поведении и на отношении к окружающим, характеризуется частыми сменами настроения. И вот все «трудности» этого переходного возраста могут «сгладить» рациональные занятия физкультурой и спортом. Запомните это, ребята! В подростковом возрасте все резче сказываются различия в размерах тела, пропорциях и возможностях организма мальчиков и девочек. С 11—12 лет у девочек, т. е. на 1—2 года раньше, чем у ребят, ускоряется рост и появляются признаки полового созревания. Однако с 15 лет их рост начинает замедляться, и мальчики опережают своих подружек по всем показателям физического развития. Эти анатомо-физиологические различия в подростковом возрасте следует учитывать при занятиях физическими упражнениями. Так, относительно длинное туловище, короткие ноги и массивный тазовый пояс у девочек снижают их достижения в беге, прыжках и других упражнениях по сравнению с мальчиками. Меньшее развитие мышечной системы, в особенности плечевого пояса, отрицательно сказывается также на способности девочек выполнять упражнения в метании, подтягивании, упорах, лазании. Но, как правило, им лучше удаются упражнения, требующие соблюдения ритма, пластичности, точности движений. Большой осторожности от девочек требуется при выполнении упражнений, связанных с повышением внутрибрюшного давления, например, поднимание и переноска слишком тяжелого груза, спрыгивание со значительной высоты, вызывающее сильное сотрясение тела. Частые и сильные колебания внутрибрюшного давления (что бывает при натуживании) могут отрицательно повлиять на внутренние органы, расположенные в области таза. Двигательная способность у подростков развивается не все время равномерно, могут быть незначительные задержки в развитии ловкости, выносливости. Поэтому наблюдаются различные соотношения между разными элементами движений. Разнообразность движений увеличивается, но несколько тормозится умение владеть ими и соразмерять их. Отсутствует должная регуляция движений со стороны центральной нервной системы. Подростки склонны переоценивать свои силы, чрезмерно увлекаться. В то же время они приобретают новые двигательные навыки, связанные с развитием значительной и тонкой координации многих групп мелких мышц. Юношеский возраст (16—18 лет) — пора расцвета как физических, так и духовных сил. В этот период заканчивается анатомическое развитие большинства органов и систем, однако в функциональном отношении они не достигают еще уровня развития, свойственного взрослому человеку. В юношеском возрасте повышается умственная работоспособность, совершенствуется интеллект, расширяется кругозор. Полностью развивается анализаторная функция нервной системы. По сравнению с подростковым возрастом темпы роста в длину замедляются, однако увеличиваются размеры тела в ширину. Завершается окостенение скелета, за исключением крупных трубчатых костей (продолжается до 23—25 лет). Мышечная масса достигает 43—45% массы тела и приобретает новые качества— увеличивается сила мышц. Наряду с общим ростом массы сердца и улучшением его деятельности у юношей иногда наблюдается увеличение левого желудочка сердца, которое в медицине называется «юношеской гипертрофией сердца». Правда, оно не вызывает отклонений в работе «мотора жизни». Приспособляемость сердца в этом возрасте становится более совершенной. Частота его сокращений (пульса) уменьшается до 70—75 ударов в минуту, величина артериального давления приближается к 115 мм ртутного столба. Нервная регуляция сердца и сосудов становится более совершенной, что обусловливает большую устойчивость к различного рода физическим и нервным нагрузкам. Одновременно завершается и развитие дыхательного аппарата, жизненная емкость легких составляет 3—3,5 л. Достаточной интенсивностью отличается и обмен веществ. Железы внутренней секреции, в том числе и половые, в этом же возрасте уже полностью сформированы. Однако функциональное развитие организма продолжается и в последующие годы. Важнейшую роль в половом воспитании юношей и девушек играют занятия физической культурой и спортом, они помогают прививать гигиенические навыки, способствуют эстетическому воспитанию и пр. Укрепление нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной и других систем юношеского организма создает благоприятные условия для занятий многими видами спорта. Со средними показателями физического развития школьников познакомьтесь по таблице, приведенной ниже. Эти данные будут небезынтересны для вас — они выведены на местном материале. Попутно заметим, что у школьников, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, показатели физического развития значительно выше. Так, по сравнению с неспортсменами сила сжатия кисти правой руки у них на 6—7 кг больше, почти на 1000 мл вместительнее легкие, на 5 см шире окружность грудной клетки, они примерно на 5—7 см выше своих сверстников и на 7—10 кг превосходят их в весе (понятно, за счет преимущественного развития костно-мышечной системы). Регулярно занимающиеся физическими упражнениями намного меньше пропускают занятий в школе по болезни, они отличаются высокой работоспособностью. Таблица 1.Средние показатели физического развития школьников г. Горького (по данным проблемной лаборатории Горьковского пединститута)
|
2015 г |