Оздоровительный  Бег
     Информация для начинающих занятия бегом


Физкультура помогает мыслить
Польза физкультуры
Физиологические особенности детей, юношей и подростков
Красота подлинная и мнимая
Правильная осанка
Польза ГТО
Польза зарядки
Комплексы упражнений для зарядки
Основы закаливания
Плавание
Лыжи
Походы
Прыжки в длину и высоту
Изготовление спортивных снарядов
Здоровые советы
Пагубные пристрастия

Физиологические особенности организма в зависимости от возраста с 7 до 18 лет

Человек — высший продукт земной природы. Но для того, чтобы использовать сокровища природы, чтобы этими сокровищами наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным.

И. П. ПАВЛОВ

Надеемся, нам удалось убедить вас в том, что тот, кто не дружит с физкультурой, очень многое теряет. Однако без знания анатомо-физиологических особенностей организма в зависимости от возраста невозможно организовать рациональные занятия физкультурой и спортом. Учет закономерностей физического и функционального развития дает возможность управлять процессом вашего физического воспитания. Поэтому познакомьтесь с некоторыми особенностями развития организма в школьные годы.

МЕТАМОРФОЗЫ ЖИЗНИ

Возрастной период 7—18 лет принято делить на младший школьный возраст, средний (подростковый) и старший (юношеский).

Младший школьный возраст (7—11) лет характеризуется нарастанием физических сил одновременно с умственным развитием. Правда, развитие нервной системы далеко еще не завершено. В эти годы активно образуются новые нервные пути и связи, совершенствуется процесс торможения в коре головного мозга, что позволяет действенно контролировать собственное поведение. Школьник становится все более способным оценить предполагаемые действия.

Рост в этот период увеличивается мало, но зато значительно прибывает вес тела. К 11 годам длина тела достигает в среднем 140 см, вес — до 34 кг. Прибавка в весе за этот период составляет примерно 2—2,5 кг в год.

Позвоночник, несмотря на то что он уже приобрел свою постоянную характерную форму, еще мягок, подвижен по сравнению с позвоночником взрослого, податлив к изменениям, искривлениям под влиянием неправильного положения тела или односторонней нагрузки. Это необходимо учитывать при занятиях физкультурой и спортом. Отклонения от нормы в положении позвоночника чаще всего могут быть в виде боковых искривлений (сколиозов), а также в виде плоской, или седлообразной, или сутуловатой, круглой спины. .

От 7 до 11 лет постепенно заканчивается окостенение кисти руки, что придает ей определенную устойчивость, важное качество, необходимое для выполнения ручной работы. Значительно изменяется и таз. Например, тазовая кость, состоящая из трех костей — безымянной, подвздошной и лобковой, начинает срастаться.

Окружность груди намного увеличивается. Меняется соотношение окружности груди с ростом. Если в 6—7 лет эти показатели равны, то к 11 годам из-за быстрого вытягивания тела в длину окружность груди становится на 2—4 см меньше половины роста тела.

Увеличивается мышечная масса, благодаря чему возрастает сила мышц. Сила рук, например, увеличивается примерно на 2 кг в год.

Претерпевает изменения и сердечно-сосудистая система. Так, отношение веса сердца к весу тела приближается в этом возрасте к такому же, как у взрослых. Однако все ткани тела снабжаются кровью почти в 2 раза быстрее, чем у взрослого, так как частота сердечных сокращений больше и кругооборот крови быстрее. Благодаря этому обеспечивается более интенсивный обмен веществ. Пульс у детей в возрасте 8—11 лет колеблется между 90 и 84 в минуту, а высота артериального давления — от 96—108 мм ртутного столба, повышаясь с каждым годом на 3—4 мм.

Процесс развития сердца и его сложного нервного аппарата еще не закончен, чем и объясняются нередко наблюдающиеся резкие колебания пульса, нарушение ритма сокращения сердца под влиянием иногда незначительных причин. В то же время отмечается быстрая приспособляемость к физическим нагрузкам. Это объясняется тем, что в данном возрасте артерии имеют сравнительно более широкий просвет при хорошей эластичности кровеносных сосудов.

Имеет свои особенности и дыхательная система. Например, отмечается относительная слабость дыхательных мышц. Недостаточная глубина дыхания компенсируется сравнительно большой его частотой — от 20 до 22 раз в минуту. Жизненная емкость легких возрастает с 1300 до 2000 мл.

Любопытные метаморфозы претерпевает обмен веществ. Так, чем моложе организм, тем интенсивнее происходят в нем обменные процессы. Одна из причин этого заключается в том, что продолжающийся рост и увеличение веса тела требуют усиленного питания. Происходит большая, нежели у взрослых, отдача тепла в связи с относительно большей поверхностью тела по сравнению с его массой. Поэтому потребность в питании на 1 кг веса повышается. Так, если у взрослых она равна 45—50 большим калориям, то в возрасте 8 лет — 88, в 10 лет — около 70. Вот почему врачи рекомендуют питаться в этом возрасте 4—5 раз в сутки.

Совершенствуются и основные естественные движения. Прежний интерес лишь к самому процессу движения сменяется все большей заинтересованностью в результатах действий. Движения становятся точными, координированными.

Наряду со всем этим развитие механизмов центральной нервной системы еще недостаточно, в результате чего в младшем школьном возрасте длительная мышечная работа может вызвать перенапряжение организма. Вот почему в 7—11 лет не рекомендуется ребятам заниматься теми видами спорта, которые требуют большой силы и выносливости (штанга, бег на длинные дистанции и т. п.).

Подростковый возраст (12—15 лет) является переходным. У девочек в связи с более быстрым темпом формирования организма переходный возраст (или возраст полового созревания) короче и выражен сильнее, чем у мальчиков.

Развитие нервной системы в анатомическом отношении у подростков почти уже завершается, но продолжают совершенствоваться ее функции, особенно высших отделов — коры головного мозга. Повышение возбудимости центральной нервной системы зависит в первую очередь от поступающих в кровь гормонов половых желез.

Значительно расширяется кругозор, развивается интеллект, способность мыслить отвлеченными понятиями.

Заметно возрастают темп и рост тела в длину (до 6 см в год), прибавка в весе (3—5 кг в год). Окружность груди увеличивается примерно на 2 см в год. Возрастает сила в связи с увеличением общего веса тела (масса мышц возрастает с 23 до 33% общего веса), сила правой руки в- 15 лет достигает 34—40 кг. Рост равняется в среднем 140—162 см, окружность груди 64—78 см.

Как видите, происходит усиленный рост в длину, преимущественно за счет роста конечностей. В то же время рост тела в ширину отстает: нарастание окружности груди меньше нарастания длины тела. Это и создает впечатление «угловатости» фигуры подростка. Рост мышечных волокон не поспевает за быстрым ростом трубчатых костей конечностей в длину, мышцы вытягиваются лишь из-за своей эластичности. Все это предрасполагает при неправильной рабочей позе и нерациональных занятиях физическими упражнениями к искривлению позвоночника.

Нервный аппарат сердца, регулирующий его деятельность, не всегда справляется со своей задачей. Поэтому нередко наблюдаются расстройства ритма сердца, сердцебиения, перебои в его работе. От энергичного роста сердца значительно отстает рост кровеносных сосудов, в результате чего тонус их повышается, а вместе с этим и кровяное давление. А вот жизненная емкость легких вследствие равномерного увеличения легких и объема грудной клетки возрастает в течение переходного периода с 1900 до 3000 мл.

Обмен веществ все еще остается более интенсивным. Потребность в питании (на 1 кг веса) по-прежнему больше, чем у взрослых. В связи с усиленным ростом увеличивается потребность в белковой пище (мясо, рыба, молочные и другие продукты).

Почти полностью сформировавшись с точки зрения полового развития, подросток не достигает полной всесторонней физической и психической зрелости. Перестройка организма с рядом возникающих отсюда противоречий в характере отражается на поведении и на отношении к окружающим, характеризуется частыми сменами настроения. И вот все «трудности» этого переходного возраста могут «сгладить» рациональные занятия физкультурой и спортом. Запомните это, ребята!

В подростковом возрасте все резче сказываются различия в размерах тела, пропорциях и возможностях организма мальчиков и девочек. С 11—12 лет у девочек, т. е. на 1—2 года раньше, чем у ребят, ускоряется рост и появляются признаки полового созревания. Однако с 15 лет их рост начинает замедляться, и мальчики опережают своих подружек по всем показателям физического развития.

Эти анатомо-физиологические различия в подростковом возрасте следует учитывать при занятиях физическими упражнениями. Так, относительно длинное туловище, короткие ноги и массивный тазовый пояс у девочек снижают их достижения в беге, прыжках и других упражнениях по сравнению с мальчиками. Меньшее развитие мышечной системы, в особенности плечевого пояса, отрицательно сказывается также на способности девочек выполнять упражнения в метании, подтягивании, упорах, лазании. Но, как правило, им лучше удаются упражнения, требующие соблюдения ритма, пластичности, точности движений. Большой осторожности от девочек требуется при выполнении упражнений, связанных с повышением внутрибрюшного давления, например, поднимание и переноска слишком тяжелого груза, спрыгивание со значительной высоты, вызывающее сильное сотрясение тела. Частые и сильные колебания внутрибрюшного давления (что бывает при натуживании) могут отрицательно повлиять на внутренние органы, расположенные в области таза.

Двигательная способность у подростков развивается не все время равномерно, могут быть незначительные задержки в развитии ловкости, выносливости. Поэтому наблюдаются различные соотношения между разными элементами движений. Разнообразность движений увеличивается, но несколько тормозится умение владеть ими и соразмерять их. Отсутствует должная регуляция движений со стороны центральной нервной системы. Подростки склонны переоценивать свои силы, чрезмерно увлекаться. В то же время они приобретают новые двигательные навыки, связанные с развитием значительной и тонкой координации многих групп мелких мышц.

Юношеский возраст (16—18 лет) — пора расцвета как физических, так и духовных сил. В этот период заканчивается анатомическое развитие большинства органов и систем, однако в функциональном отношении они не достигают еще уровня развития, свойственного взрослому человеку.

В юношеском возрасте повышается умственная работоспособность, совершенствуется интеллект, расширяется кругозор. Полностью развивается анализаторная функция нервной системы.

По сравнению с подростковым возрастом темпы роста в длину замедляются, однако увеличиваются размеры тела в ширину. Завершается окостенение скелета, за исключением крупных трубчатых костей (продолжается до 23—25 лет). Мышечная масса достигает 43—45% массы тела и приобретает новые качества— увеличивается сила мышц.

Наряду с общим ростом массы сердца и улучшением его деятельности у юношей иногда наблюдается увеличение левого желудочка сердца, которое в медицине называется «юношеской гипертрофией сердца». Правда, оно не вызывает отклонений в работе «мотора жизни». Приспособляемость сердца в этом возрасте становится более совершенной. Частота его сокращений (пульса) уменьшается до 70—75 ударов в минуту, величина артериального давления приближается к 115 мм ртутного столба. Нервная регуляция сердца и сосудов становится более совершенной, что обусловливает большую устойчивость к различного рода физическим и нервным нагрузкам. Одновременно завершается и развитие дыхательного аппарата, жизненная емкость легких составляет 3—3,5 л. Достаточной интенсивностью отличается и обмен веществ.

Железы внутренней секреции, в том числе и половые, в этом же возрасте уже полностью сформированы. Однако функциональное развитие организма продолжается и в последующие годы. Важнейшую роль в половом воспитании юношей и девушек играют занятия физической культурой и спортом, они помогают прививать гигиенические навыки, способствуют эстетическому воспитанию и пр.

Укрепление нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной и других систем юношеского организма создает благоприятные условия для занятий многими видами спорта.

Со средними показателями физического развития школьников познакомьтесь по таблице, приведенной ниже. Эти данные будут небезынтересны для вас — они выведены на местном материале. Попутно заметим, что у школьников, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, показатели физического развития значительно выше. Так, по сравнению с неспортсменами сила сжатия кисти правой руки у них на 6—7 кг больше, почти на 1000 мл вместительнее легкие, на 5 см шире окружность грудной клетки, они примерно на 5—7 см выше своих сверстников и на 7—10 кг превосходят их в весе (понятно, за счет преимущественного развития костно-мышечной системы). Регулярно занимающиеся физическими упражнениями намного меньше пропускают занятий в школе по болезни, они отличаются высокой работоспособностью.

Таблица 1.
Средние показатели физического развития школьников г. Горького
(по данным проблемной лаборатории Горьковского пединститута)

Возраст Рост, см Вес, кг Окружность груди, см Жизненная емкость легких, см3
Мальчики
7 120 23 59 1552
8 125 26 60 1670
9 129 28 62 1746
10 134 31 65 1983
11 142 37 67 2281
12 146 39 68 2659
13 152 44 72 2841
14 162 52 76 3260
15 168 58 82 3860
16 172 62 85 3904
17 176 65 86 4261
Девочки
7 123 24 58 1498
8 124 25 60 1509
9 129 28 63 1578
10 135 31 65 1710
11 143 36 67 2044
12 149 41 72 2314
13 156 47 76 2613
14 159 52 79 2833
15 159 54 81 3228
16 161 56 82 3099
17 162 60 85 3370
 
 2015 г