Оздоровительный  Бег
     Информация для начинающих занятия бегом


Физкультура помогает мыслить
Польза физкультуры
Физиологические особенности детей, юношей и подростков
Красота подлинная и мнимая
Правильная осанка
Польза ГТО
Польза зарядки
Комплексы упражнений для зарядки
Основы закаливания
Плавание
Лыжи
Походы
Прыжки в длину и высоту
Изготовление спортивных снарядов
Здоровые советы
Пагубные пристрастия

Приучение к плаванию с раннего возраста. Обучение плаванию

Несколько лет назад страна с изумлением узнала о выдающемся достижении горьковских пловчих Тамары Панфиловой и Ольги Петровой. Они показали чудеса выносливости и закалки, проплыв по Волге одна 100, а другая — 80 километров. В час ночи, когда над Волгой сияли только яркие звезды и мелькали огоньки пароходов, девушки прыгнули в воду. Они плыли всю ночь, день и только в 10 часов вечера финишировали у г. Горького (старт был у Чкаловска и Балахны). На следующее утро рекордсменки выглядели по-прежнему бодрыми.

Конечно, такое стало возможным благодаря тому, что девушки с ранних лет подружились с водой, много тренировались, овладели разнообразными стилями плавания.

Плавание — отличное средство гармоничного развития человека, закаливания, тренировки дыхания и кровообращения, укрепления нервной системы. Не случайно же в Древней Греции, когда хотели пренебрежительно высказаться о человеке, вслух произносили: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Поэтому в те далекие времена обучение грамоте и плаванию шло параллельно. Тогда же было подмечено, что чем раньше начиналось обучение плаванию, тем быстрее достигался желаемый результат. Это наблюдение и послужило основанием обучать плаванию... грудных младенцев. Такой опыт уже накоплен в некоторых зарубежных странах, начинает применяться и у нас. В настоящее время все более популярным становится лозунг: «Научить ребенка плавать раньше, чем ходить».

Учитывая огромную важность плавания (оно является обязательной нормой для всех ступеней комплекса ГТО), в некоторых школах к обучению школьников относятся со всей ответственностью. Так, например, несколько лет назад на базе бассейна общеобразовательной школы № 849 Тимирязевского района Москвы была создана экспериментальная школа «Нептун» Освода РСФСР. За годы своего существования она стала научно-практическим и методическим центром по проблемам массового обучения школьников плаванйю. Бассейн и школа работают по единому расписанию, предусматривающему обязательный третий урок физической культуры — плавание для учеников 1—5 классов. Кроме того, в бассейне проводятся уроки плавания для учеников 3-х классов всех школ Тимирязевского района. Здесь учащиеся всегда успешно сдают нормы ГТО по этому виду спорта.

На базе бассейна «Динамо» г. Горького также организованы занятия с учащимися школ № 13 и 113 по обучению плаванию. Лучшие из ребят зачисляются в секции по этому виду спорта.

А теперь — как научиться плавать. Прежде всего нужно выбрать место для обучения. На естественных водоемах это должно быть мелкое место с постепенно понижающимся дном (от 50 до 90 см глубиной), лучше, если оно будет огорожено со всех сторон. Дно должно быть ровное, песчаное. Для обучения нужно иметь поддерживающие средства (доски, надувные резиновые игрушки). В закрытом помещении лучше всего использовать так называемые «лягушатники».

Длительность занятий зависит от физической подготовленности занимающихся, температуры воды и воздуха. Если ребята, находясь в воде, начинают мерзнуть (синеют губы, знобит), занятие следует прекратить. Перед занятием рекомендуется выполнить комплекс общеразвивающих и специальных упражнений. Как правило, начинают с разогревающих и дыхательных упражнений. В специальные упражнения включаются упражнения на развитие подвижности суставов и растягивание мышц, (маховые движения руками, ногами, различные наклоны). В комплекс необходимо также включать имитацию тех упражнений, которые будут проводиться в воде (приседание с плотной группировкой и задержкой дыхания, движения рук, ног и т. п.).

Обычно обучение плаванию начинается с кроля на груди и одновременно усваивается кроль на спине. Кроль на груди — самый быстрый способ плавания. Этим способом плывут дистанции вольного стиля от самых коротких до 50 километров и более.

Попав в воду, первое время вы чувствуете себя скованно. Чтобы преодолеть это чувство страха и освоиться с необычной средой, нужно начинать с подготовительных упражнений. Вот эти упражнения:

1. Ходьба и бег в воде.

2. Ходьба и бег с изменением направления.

3. Прыжки вверх (кто выше?).

4. Различные движения руками, ногами (благодаря этим упражнениям появляется чувство опоры о воду).

5. Наклоняясь вперед, брызгать в лицо водой.

6. Стоя в воде наклонить голову и подуть на воду, как на горячий чай.

7. Погрузить лицо в воду и сосчитать до 10.

8. Погрузить лицо в воду и дуть в нее, чтобы пошли пузыри.

9. Погрузить лицо в воду и посмотреть, какие предметы лежат на дне.

10. Сделать полный вдох и опуститься с головой под воду.

11. Сделать полный вдох к, опустясь под воду, как можно дольше задержать дыхание.

12. Сделать полный вдох, опуститься под воду и принять плотную группировку — «поплавок». Это упражнение показывает, что ребенок легче воды и может плавать. Поэтому упражнение нужно выполнять парами, когда один выполняет упражнение, другой наблюдает.

13. Из положения «поплавок» развести руки вперед в стороны, ноги в стороны — «медуза».

14. На полном вдохе, оттолкнувшись от бортика, сделать попытку проскользить по воде (руки вытянуты над головой, ноги прямые).

15. То же на спине.

16. Держась за бортик, опуститься с головой в воду и сделать полный выдох.

17. Сделать полный выдох, поднять голову и вдохнуть.

18. То же самое, но повторить несколько раз подряд (при выполнении этого упражнения руки от бортика не отрывать, иначе дети начнут вытирать воду с лица).

19. Оттолкнуться от бортика и проскользить «кто дальше».

Все эти упражнения нужно выполнять с открытыми глазами.

Для этого научитесь собирать какие-либо предметы на дне.

После того, как вы будете уверенно чувствовать себя в воде (делать выдох в воду, скользить на груди и на спине), можно приступать к обучению плаванию способом кроль. Рекомендуем применять следующие упражнения.

1. Держась за бортик, работать ногами способом кроль.

2. Держась за доску, работать ногами способом кроль.

3.Оттолкнувшись от бортика, проскользить как можно дальше, работая ногами способом кроль.

4. Плавание ногами способом кроль с доской, делая выдох в воду.

5. Стоя у бортика, одна рука держится за бортик, лицо опущено в воду, другая выполняет гребковые движения кролем.

6. То же другой рукой.

7. Толчком от бортика, работая ногами, сделать один цикл гребков руками.

8. Держась за бортик одной рукой, другой сделать гребковое движение, задержать руку у бедра и посмотреть на нее.

9. То же другой рукой.

10. Держась рукой за бортик, сделать гребок другой рукой, задержать ее у бедра, повернуть голову в сторону этой руки и сделать вдох, повернуть голову в исходное положение и сделать выдох.

11. То же другой рукой.

12. Повторить это упражнение стоя в наклоне, лицо в воде — 10—12 раз.

13. То же, но работая двумя руками.

14. В скольжении (ноги работают) сделать 3—4 гребка (цикла) руками, повернуть голову, сделать вдох и продолжать скольжение.

15. Плавание способом кроль.

Все эти упражнения нужно выполнять как на груди, так и на спине. Многие дети успешнее и быстрее овладевают способом кроль на спине.

А теперь о технике плавания способом кроль в целом.

Положение тела. В исходном положении тело пловца лежит горизонтально у поверхности воды. Руки вытянуты вперед, ноги прямые, носки оттянуты. Голова, лицом вниз, опущена в воду. Вода находится на уровне бровей. Движения ногами при плавании на груди производятся попеременно сверху вниз и снизу вверх, носки оттянуты и повернуты внутрь. Движения руками при плавании способом кроль на груди состоят из попеременного чередования гребковых движений в воду и подготовительных под водой. При гребковых движениях рука, слегка согнутая в локтевом суставе, опускается в воду (кисть, предплечье, плечо) впереди одноименного плечевого сустава ладонью вниз. После опускания в воду рука сгибается в лучезапястном суставе и одновременно начинается гребок. При гребке рука описывает дугу в 180° вокруг плечевого сустава спереди вниз — назад и вверх. Кисть нужно держать отвесно по отношению к поверхности воды, поэтому в конце гребка кисть разгибается в тыльную сторону. Гребок производится согнутой в локте рукой. В начале гребка угол между плечом и предплечьем составляет 130—140°, в середине гребка—90—100°, в конце гребка рука выпрямляется. Гребок должен производиться с ускорением, чтобы создавалась наибольшая сила тяги. При подготовительных движениях рука вынимается из воды согнутой в локтевом суставе. Сначала вынимается плечо, затем предплечье и кисть. Далее рука движется под водой. Проносить руку над водой следует как можно быстрее. Степень сгибания руки в локтевом суставе при проносе по воздуху зависит от индивидуальных особенностей пловца.

Согласование движений. Когда одна рука завершает гребок другая входит в воду и начинает следующий гребок. Такое согласование движений создает относительно равномерное поступательное движение вперед и позволяет пловцу развивать и поддерживать равномерную и высокую скорость.

Дыхание при плавании необходимо выполнять только через рот, а выдох в воду через рот и нос. Для вдоха голова в конце гребка поворачивается в сторону этой руки, заканчивающей гребок, и, когда рот окажется над водой, происходит вдох. После вдоха голова поворачивается в исходное положение, и начинается выдох, который должен быть продолжительным, полным (это способствует лучшему вдоху).

Общее согласование движений и дыхания. В последнее время все больше применяется так называемый шестиударный кроль, при плавании которым на один цикл гребка руками происходит шесть ударов ногами, один вдох и один выдох. Причем, когда рука начинает гребок, следует удар разноименной ногой сверху вниз. Это делается для уравновешивания тела пловца. Благодаря такому согласованию значительно уменьшаются колебания тела пловца вокруг продольной оси. Вдох производится во второй половине гребка.

При кроле на спине тело пловца лежит относительно горизонтально с приподнятым плечевым поясом у поверхности воды. В исходном положении руки подняты над головой, ноги прямые, голова приподнята.

При плавании кролем на спине движения ногами выполняются попеременно сверху вниз и снизу вверх, носки оттянуты и повернуты внутрь. Движения руками (так же, как и при кроле на груди) состоят из попеременного чередования гребковых движений в воде и подготовительных над водой. При гребковых движениях прямая рука опускается в воду впереди одноименного плечевого сустава, ладонью вниз наружу, согнутая в лучезапястном суставе. Гребок начинается прямой рукой в сторону — вниз — назад. Во второй четверти гребка рука сгибается в локтевом суставе до угла 120—130°. Гребок заканчивается разгибанием предплечья и кисти. Кисть обращена ладонью к бедру. После окончания гребка рука прямая или слегка согнутая в локте поднимается из воды и махом проносится по воздуху, отклоняясь на 20—30° в сторону от вертикали. В конце проноса ладонь поворачивается наружу — вниз. Движения согласуются так же, как и при кроле на груди. Когда одна рука заканчивает гребок, другая в этот момент его начинает.

Дыхание при плавании кролем на спине значительно легче, потому что лицо находится над водой. Но все же вдох нужно производить ритмично под какую-либо одну руку. Общее согласование движений такое же, как и при кроле на груди, только для вдоха не нужно поворачивать голову.

При обучении плаванию способом кроль на груди наблюдаются наиболее характерные ошибки:

1. Ноги сильно сгибаются в коленях.

2. Руки рано и очень сильно сгибаются в локтевых суставах или не сгибаются совсем.

3. При вдохе наблюдается поворот на бок.

4. Голова при вдохе не поворачивается в сторону, а поднимается вперед.

5. Опускается живот.

При обучении кролем на спине встречаются такие нарушения:

1. Ноги при работе поднимаются коленями из воды.

2. Руки широко вкладываются в воду.

3. Опускается таз.

Для успешной сдачи нормы ГТО по плаванию нужно серьезно тренироваться. Для того чтобы проплыть 100 м с результатом около 2 мин., важно не просто плавать, а владеть хотя бы основами техники спортивного способа плавания.

Лучшее место для тренировки, разумеется, искусственный бассейн, где всегда группе будет выделен опытный инструктор. Если бассейна нет, занятия и сдача норм могут быть организованы в специально оборудованных местах на естественных водоемах.

С каждым годом все больше и больше ребят занимаются в секциях плавания. Но еще популярнее среди школьников другой вид спорта — лыжи, спорт сильных, быстрых, находчивых. Правда, лыжным спортом можно заниматься только зимой, но готовиться к занятиям следует начинать летом.

 
 2015 г