Оздоровительный  Бег
     Информация для начинающих занятия бегом


Физкультура помогает мыслить
Польза физкультуры
Физиологические особенности детей, юношей и подростков
Красота подлинная и мнимая
Правильная осанка
Польза ГТО
Польза зарядки
Комплексы упражнений для зарядки
Основы закаливания
Плавание
Лыжи
Походы
Прыжки в длину и высоту
Изготовление спортивных снарядов
Здоровые советы
Пагубные пристрастия

Физкультура помогает мыслить

Занятия физкультурой и спортом повышают надежность деятельности мозга, так как способствуют выработке новых временных связей, повышают скорость ответной реакции, мобилизуют его резервы. Физические упражнения увеличивают скорость двигательной реакции и подвижность нервных процессов, ускоряют проведение возбуждения по нервам. Например, начинающий фехтовальщик способен нанести укол за время, не превышающее 0,3 сек. Регулярная тренировка повышает подвижность нервных процессов и сокращает время реакции до 0,15 сек.

Об этом же свидетельствует и такой эпизод. Однажды при посещении одного из музеев группой спортсменов кто-то нечаянно толкнул тумбочку со стоявшей на ней изящной статуэткой, и она начала падать. Вспоминая этот момент, заслуженный мастер спорта профессор Н. Г. Озолин рассказывает, что у многих мелькнула мысль броситься вперед, поддержать фигурку. Но всех опередил заслуженный мастер спорта, бывший чемпион СССР по боксу Константин Градополов. Он подхватил статуэтку на лету. На похвалу товарищей Градополов ответил: «Если бы у меня не было такой быстрой реакции, то я никогда бы не выиграл ни одного боя».

Говорят, что опытные бегуны на короткие дистанции выигрывают бег уже на старте. Дело в том, что успех зависит от того, как быстро после выстрела стартера спортсмен начнет бег. При малой скорости реакции это стартовое время достигает иной раз 0,5 секунды. В результате же тренировок его удается сократить иногда в 4 раза. Значит, опытный спортсмен уже во время старта опережает с первых же шагов соперников.

А теперь несколько подробнее поговорим о том, как физкультура помогает мыслить. Физические упражнения двояко влияют на психические функции. С одной стороны, они способствуют их развитию, а с другой — обеспечивают устойчивость умственной работоспособности.

Не случайно еще Аристотель создал школу так называемых перипатетиков — гуляющих: он проводил урок, прогуливаясь вместе с учениками. Мысль становится живее, когда тело разогрето прогулкой, считали перипатетики. Это же признавал и Жан Жак Руссо: «Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли. Оставаясь в покое, я почти не могу думать; необходимо, чтобы мое тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться».

Многие великие ученые, деятели искусства, писатели неоднократно указывали на благотворное влияние физических упражнений на умственную работоспособность. Л. Н. Толстой, например, как-то признался: «При усидчивой умственной работе, без движения сущее горе. Не походи я, не поработай руками и ногами в течение хотя бы одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна». Не случайно, очевидно, великий писатель прожил долгую творческую жизнь. Здесь уместно будет напомнить, что он в 65 лет научился ездить на велосипеде, в 75 лет хорошо катался на коньках, соревновался с молодежью и добивался побед. Когда ему было более 60 лет, он за 6 дней прошел 200 км от Москвы до Тулы. В Ясной Поляне, где жил Л. Н. Толстой, и до сих пор сохранился замечательный гимнастический городок, в котором писатель занимался до последних дней своей жизни.

-Любопытные ответы получены и от ученых на вопрос о том, когда у них чаще всего появляются научные догадки и умозаключения. Оказалось, что у большинства лучшие мысли приходят во время пешеходных прогулок.

В проблемной лаборатории Горьковского пединститута проведены следующие интересные наблюдения: исследуемые должны были выполнить несложные арифметические действия, подобрать слова по ассоциации с заданными, проверить правильность математических вычислений. Эта работа делалась в одном случав за столом, в другом — во время спокойной прогулки или в сочетании с неторопливым вращением педалей велосипеда (на велоэргометре). И в большинстве случаев умеренная, привычная физическая деятельность повышала умственную работоспособность. Это лишний раз подчеркивает справедливость высказывания выдающегося отечественного ученого в области спортивной медицины П. Ф. Лесгафта о том, что между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь.

Любопытные замечания о влиянии физического развития на умственное читаем мы и у Н. Г. Чернышевского: «...Каждый труд есть труд умственно-физический; если говорится о различии труда умственного и физического, этим различием указывается только то, что в одном главная роль принадлежит мозгу, в другом— мускулам; но это преобладание одного элемента не есть исключение другого; деятельность мозга всегда требует некоторого содействия мускулов, а деятельность мускулов всегда производится под управлением деятельности мозга».

Для физического и умственного развития детей Н. Г. Чернышевский рекомендовал широко использовать игры. В его понятии игры являются важным средством отдыха, а также подготовкой юношей и девушек к труду. О роли физических упражнений в умственном развитии и сохранении здоровья он так сказал: «Бездеятельность имеет следствием своим нарушение жизненных сил человека. Мускулы, которым дела мало, остаются неразвитыми, нервная система, на которой ближайшим образом отражается умственная и сердечная жизнь... делается раздражительнее. При слабости развития мускульной системы часто можно доходить до болезненности».

Н. Г. Чернышевский был сторонником гармонического развития человека. Он подчеркивал, что и при физических упражнениях должны работать все мышцы. Выражая эту же мысль в письме к жене из сибирской ссылки, он писал о сыне Александре, чрезмерно увлекавшемся физическими упражнениями с тяжелым металлическим шаром, что способствовало лишь одностороннему развитию мышц плечевого пояса. Он по-отечески осуждал сына за это и рекомендовал заняться такими упражнениями, которые способствовали бы равномерному развитию всех мышц организма. Вовлечение же в работу наибольшего числа мышц создает и мощную импульсацию в мозг, благоприятно отражаясь на его функции.

Несколько лет назад в школе № 24 Советского района г. Горького из числа пятиклассников были организованы экспериментальные группы с активным спортивным режимом: им было увеличено количество занятий физкультуры, с ними проводились игры на свежем воздухе, спортивные развлечения во время больших перемен. В результате учащиеся экспериментальных групп не только лучше развивались физически, выигрывали соревнования «Старты надежд», но и стали лучше учиться.

Научные исследования, проведенные в разное время и в разных школах, свидетельствуют об одном: там, где правильно поставлено физическое воспитание ребят, успеваемость их выше, у них лучше развиты мыслительные способности. Так, у школьников, которые регулярно занимаются физкультурой, к концу учебного года успеваемость повышается на 7—8%, а у ребят, пренебрегающих ею — на 2—3% снижается.

Вот, к примеру, признание ученицы 10 класса вышеназванной школы Оли Смирновой: «Заниматься спортом по теперешним временам я начала поздно — в тринадцать лет. За школьными комсомольскими поручениями, за учебой и книгами как-то не задумывалась над тем, что он мне необходим.

Так было до восьмого класса. Учиться, как всегда, было интересно, а вот сил для учебы стало не хватать: быстро утомлялась, часто болела. Тогда-то я и записалась по совету родителей в секцию спортивного ориентирования к известному тренеру Ю. В. Лебединскому. Первым плюсом в пользу спорта было то, что я перестала болеть. Ну, а успехи говорили сами за себя: к концу года я отличница.

Тренировки очень нравились, и хотя было нелегко выполнять скоростные упражнения, я не пропустила ни одного занятия и чувствовала, что желание тренироваться не уменьшалось. Но вот пришла пора сдачи экзаменов за 8-й класс. Можно было, конечно, в эти дни не ходить на тренировки и сосредоточиться целиком на подготовке к предстоящим школьным экзаменам. Но я считала, что это не пойдет мне на пользу, ибо уже привыкла к хорошо организованному распорядку дня. Рано утром я бежала на озеро, выполняла утреннюю зарядку. Какой большой прилив сил и энергии давали мне тренировки и как легко мне было потом взяться за учебники!

Сейчас я готовлюсь к поступлению в вуз, по-прежнему занимаюсь спортивным ориентированием, имею 1-й спортивный разряд и думаю, что и я, и спорт сдадим их с честью».

Не сомневаемся, что так оно и будет.

Остановимся еще на одном моменте. Талантливый педагог К. Д. Ушинский писал, что для повышения работоспособности нервной системы и улучшения памяти необходимы физические упражнения. На этой мысли ученого нам хотелось бы заострить внимание хотя бы уже потому, что врачи в последнее время отмечают увеличение количества случаев нервных расстройств у школьников. Считается, что виной тому перегрузка учебной программой. Но факты свидетельствуют и о другом: школьники, регулярно занимающиеся физкультурой и спортом, при той же самой «перегрузке» не страдают нервными срывами. А секрет этого прост: сигналы, поступающие от работающих мышц в головной мозг, взбадривают его, а вместе с ним и весь организм, положительно влияя на поведение и настроение человека.

Движение, являясь естественной потребностью детей, одновременно благотворно сказывается на развитии как тела, так и мозга. Вот почему говорят, что физвоспитание школьника — это фундамент не только физического, но и его психического развития.

Кроме того, упражнения заряжают энергией центры положительных эмоций, благодаря чему занимающиеся физкультурой и спортом всегда отличаются оптимизмом, жизнерадостностью, повышенной работоспособностью, в том числе и умственной.

Как выяснилось, на снижение умственной работоспособности влияет недостаточное снабжение мозга кислородом. Оказывается, мозг, вес которого в среднем составляет около 1500 г, потребляет почти третью часть кислорода, поступающего в организм. Понятно, что запасы его можно пополнить лишь во время занятий физическими упражнениями на свежем воздухе.

Помимо этого, существуют специальные физические упражнения, которые улучшают кровоснабжение мозга, ускоряют доставку к нему кислорода. Сюда относятся разнообразные движения головой — наклоны, повороты, кружения. Полезны также комбинированные упражнения, когда движение головой сочетается с движениями рук. Такие упражнения рекомендуются при умственной работе каждые 1,5—2 часа по 2—3 минуты.

При большом умственном напряжении нужны и более сильные воздействия на кровеносные сосуды, расположенные внутри черепа. С этой целью рекомендуются такие упражнения, как подъем ног лежа на спине, всевозможные стойки вниз головой (на локтях, на лопатках, на голове, на руках). Однако если вы до этого не занимались спортом, выполнять данные упражнения лучше под наблюдением специалиста по физическому воспитанию и после предварительной консультации с врачом. Улучшают кровообращение мозга также все упражнения, связанные с быстрыми изменениями положения головы,— «рубка дров», имитация бесшажного лыжного хода, переменные рывково-тормозные наклоны туловища вперед-назад или в стороны, всевозможные кувырки, перевороты, массаж головы и шеи, дыхательные упражнения. Такими упражнениями целесообразно заниматься каждые 3 часа напряженного умственного труда. Но если у вас ухудшится состояние здоровья, прежде чем их выполнять, нужно обязательно показаться врачу.

В заключение еще раз напоминаем: все, что связано с воздействием на мозг, требует большой осторожности, особенно в отношении дозировки. Вот почему без предварительной консультации со специалистом — медицинским или физкультурным работником — приступать к «гимнастике ума» не рекомендуется, иначе можно причинить вред своему здоровью.

 
 2015 г